За кем — победа в «транспортной революции»?…
Проезд в общественном транспорте и его безналичная оплата — одна из самых острых тем, обсуждаемых жителями донской столицы. Собрав все наболевшие вопросы, довелось показать их в департаменте транспорта администрации Ростова-на-Дону его директору Христофору Ермашову.
— Вы-то сами как добираетесь до места работы?
— Я добираюсь в основном двумя автобусами — четвертым маршрутом с Западного, а затем третьим маршрутом — по Большой Садовой. В последнее время езжу на троллейбусе: выяснилось, он идет быстрее, потому что не стоит долго на остановках.
— А это следующий вопрос: почему автобусы, особенно маршрутов седьмого и 80-го, так долго стоят на Буденновском, что не было случая, чтобы пассажиры, особенно утром, торопясь на работу, не начинали кричать: «Да когда наконец-то поедем?!» А водители ссылаются на расписание.
— Мы это проверим обязательно, согласен, что не может быть расписания во вред пассажирам. По правилам дорожного движения они должны стоять ровно столько, сколько необходимо для посадки-высадки пассажиров.
— А теперь вопрос, которым задаются все: почему зеленые валидаторы, находящиеся в салоне автобуса, заменены кассовыми аппаратами в кабинах водителей? Они и стоят зачастую так, что дотянуться до них невозможно, и водитель берет карточку (банковскую — в том числе!) в руки и прикладывает сам. А ведь на карточке — персональные данные. А если это смартфон, который и уронить недолго!
— Дело в том, что в соответствии с федеральным законом № 54 ФЗ с 1 июля 2019 года в автобусах должна стоять контрольно-кассовая техника, выдающая чек. Но Устав автомобильного транспорта тоже никто не отменял, а он предписывает выдачу билета. В контрольно-кассовом аппарате — транспортном терминале билет и чек совмещены. Транспортный же терминал должен располагаться таким образом в салоне, чтобы пассажир без участия водителя мог оплатить или зарегистрировать свой проезд. Это требование департамента. В контрактах записано, что его неисполнение — штраф 1000 рублей за каждый случай. Постановление, которое вводит в закон это правило, выйдет в сентябре. Мы разошлем его по всем транспортным предприятиям и обяжем их разместить выписку из него в самих автобусах.
— Разве компании не курсе ваших требований?
— Конечно, в курсе, но водителям так удобней. Не все, но многие фактически скрывают терминалы и получают оплату наличными. А наша задача — оплату наличными минимизировать, получать полный отчет о пассажиропотоке, при этом создавая условия безубыточной работы транспортных компаний и комфортной поездки пассажиров. Сам водитель вообще не должен принимать участие в обилечивании пассажира.
— А теперь вопрос о тех автобусах, которые едут по межмуниципальным маршрутам. Но ведь большая часть их пути пролегает по Ростову, значит, они должны подчиняться вашим правилам — хотя бы в части перевозки льготников?
— Абсолютно верно, поскольку они везут по Ростову, в основном, наших пассажиров. Мы направили свои предложения по этому поводу в Минтранс Ростовской области и ждем ответа. У нас, к сожалению, нет возможности, разрывая контракт на транспортное обслуживание муниципального маршрута, обеспечить необходимое количество транспортных средств, и предприятия, понимая это, данным обстоятельством вовсю пользуются. Я выступаю за то, чтобы создать «единого транспортного оператора» с единой службой доходов, у которого на «субподряде» будут все «транспортники», работающие по единым правилам. Тогда станут возможны и пересадочные скидки — когда пассажир едет на работу, скажем, двумя автобусами, и на втором маршруте оплачивает билет со скидкой.
— А когда мы сможем пользоваться единым билетом для Большого Ростова, социальным в том числе?
— Для этого нужны соглашения со всеми муниципалитетами, которых до сих пор нет, а также нормативный акт, который в этой сфере будет все регламентировать. И тут нужна единая служба доходов, создание которой обсуждается. А по территории Ростова, напомню, льготный проезд предусмотрен во всех транспортных средствах, используемых для регулярных перевозок — независимо от класса и вида транспортного средства.
— Куда можно пожаловаться, если сталкиваешься с нарушениями?
В случае выявления нарушений со стороны водителей общественного пассажирского транспорта, для оперативного принятия мер, необходимо сообщать об этом в колл-центр Городского центра управления пассажирскими перевозками по тел. 8 (800) 222-76-76 (звонок бесплатный). При этом необходимо указать государственный регистрационный номер транспортного средства, дату и время поездки.