Башкирская свадьба

20-е-годы-прошлого-столетия

Башкирские женщины в парадных костюмах. 1926 год. (деревня Старые Ябалаклы, Чишминский район). Женщина, которая стоит - без головного убора, так как только что закончила работу. Фото предоставлено Махмутом Салимовым.

Башкиры — народ, похожий на донских казаков обычаями и традициями: оба народа — профессиональные воины. Башкиры вместе с Петром Первым брали Азовскую крепость, участвовали в Бородинском сражении, 112-я Башкирская кавалерийская дивизия вместе с другими воинскими подразделениями освобождала Ростовскую область в 1943-м. Потому у этого народа проведение и такого важного события в жизни человека, как свадьба, связана с принадлежностью к военному сословию и особенностями владения землей.

Скажем сразу, что протянувшаяся более чем на 700 км с севера на юг Башкирия населена людьми разных национальностей объединенных общей культурой и русским языком. Различные климатические и географические условия проживания у самих башкир повлияли не только на обычаи и традиции, но и на язык — диалекты северных и южных башкир различаются и имеют свои особенности в произношении.

«Живому Ростову» довелось побеседовать с Махмутом Бакировичем Салимовым, который живет и трудится в Ростове-на-Дону.

Цифра. 1400 башкир проживает в Ростовской области, из них 700 — в донской столице.

Махмут Бакирович- подполковник в отставке и ветеран боевых действий (в свое время закончил Ростовское высшее военное командно-инженерное училище имени маршала Неделина), активист татаро-башкирского общества «Якташлар». Его род — один из самых древних: его представителей можно проследить в истории на протяжении более чем 800 лет. И кому, как не ему, помнить и знать обычаи и традиции своего народа — свадебные традиции в том числе.

Сговор

Внесословные браки у башкир были крайне редкими, поскольку семейные вопросы были тесно связаны с землей. Владение земельным наделом было крайне важным, поскольку с него и кормились, и он давал средства на приобретение вооружения для службы. Принятая в семью невеста из другого сословия прав на землю не имела. Но ее дети, выросшие вне сословия, могли претендовать на этот надел, и он мог уйти из войскового реестра «на сторону».

Вообще, чтобы сохранить свой род, башкиры к свадьбе относились внимательно. Если какая-то семья запятнала свою честь нехорошими поступками, в нее никто не отдавал дочь и не брал из нее невест. Такой род попросту исчезал.

Занимались подбором невесты и родители, и дедушки с бабушками. Возвратившись в свои дома после очередной службы, с первым санным путем башкиры выезжали к своим полковым друзьям. Башкиры всегда служили России и во время боев в экстремальных ситуациях давали друг другу обещание породниться. В семьях полковых друзей и присматривали себе невесту. С собой везли жеребчика — на обмен: по аналогии с человеческими семьями — чтобы табун не захирел.

Невест брали не ближе 90–100 км от своей деревни: считалось, что только через семь поколений семьи становятся друг другу чужими. К подрастающим девочкам в деревнях относились как к сестрам, иногда — с жалостью, поскольку им в свое время придется покинуть родину навсегда.

Приезжая в семью приглядывать невесту, брали с собой и будущего жениха — мальчика лет на пять-шесть старше. И по обычаю он должен был укусить девочку за ушко — пусть даже ей было несколько месяцев отроду.

Детей и воспитывали так, что они привыкали к мысли, что где-то живут их будущие половинки. Во время сабантуев проходили встречи. Подросшие будущие жених и невеста обменивались подарками: девочка должна была сшить в подарок тюбетейку, мальчик дарил будущей невесте серьги.

Но, если повзрослев, дети не хотели жениться, их никто не неволил. Но, в основном, выбор дедов и отцов приводил к благоприятным бракам.

Никах

Это обряд бракосочетания у мусульман: башкиры по вере — мусульмане-сунниты, обладающие вотчинным правом на землю и живущие по екатерининскому указу «О веротерпимости». Башкиры в шутку называют свой ислам «екатерининским»

Если не проводился никах, последующая свадьба считалась недействительной. Муллы назывались указными (они назначались в каждом юрте) и получали зарплату от казны. Они выступали переводчиками, в том числе — и на суде. Мулла производил запись в метрическую книгу.

Махр — свадебный подарок будущего мужа, который заказывала невеста жениху. Он мог быть самым разным, и в течение года она должна была его получить. Махр оставался собственностью жены на всю жизнь, чтобы не случилось. Калым выплачивал также жених: о нем договаривались заранее. В старину это были, как правило, лошади. Не должно складываться впечатление, что жениться могли лишь богатые: самый бедный башкир имел до 60 лошадей, состоятельные — более шести тысяч. За неделю на ярмарке в Уфе продавались до 70 тысяч башкирских лошадей, спрос на которых из-за их выносливости и невосприимчивости к болезням был высок.

Свадьба в доме невесты

Калым выплачен, подарок невесте сделан — пора свадьбу гулять. Начиналась она играться, как правило, в доме невесты, куда приезжал жених со своей родней. У минских башкир, родом из которых Махмут Салимов, было немного по-другому: невеста оставалась в доме родителей до тех пор, пока будущий муж не достроит дом (это оговаривалось заранее). Если муж погибал на войне, жениться на вдове должен был младший неженатый брат.

Праздничный костюм, в котором на свадьбе была невеста, передавался из поколения в поколение. Что-то обновлялось, но общий фасон сохранялся, как и цвет — красный. До свадьбы у девушки была одна коса, в замужестве — две, им соответствовали определенного вида головные уборы с сулпами-подвесками.

Костюм также украшался подвесками, которыми служили серебряные монеты. А так как костюм переходил из рук в руки в течение веков, на нем можно было найти и монеты времен Ивана Грозного. Украшались костюмы и рубинами, и изумрудами, и кораллами.

Пир в доме невесты продолжался два-три дня. Он мог быть и скромным, и обильным — в зависимости от состоятельности тестя. При богатой свадьбе устраивались скачки и борьба.

До наших времен дошел и невестин чак-чак — изделие из теста в меду, который готовила молодая, и везла с собой в дом мужа.

Но уезжала она не так просто: за невесту разгоралась борьба, иной раз нешуточная и азартная, принося убытки в виде порванной одежды. Потери потерпевшим опять же возмещал жених.

Свадьба в доме жениха

Невеста, войдя в дом, становилась на подушку с тем чтобы жизнь была мягкой и легкой. Свекровь угощала ее маслом и медом. Невеста становилась на колени, благодаря родителей за воспитание мужа трижды, и трижды ее поднимали.

На следующий день невесте показывали дорогу к роднику, и она в сопровождении молодежи под песни должна была принести полных два ведра на коромысле, стараясь при этом, не расплескать свое счастье. Носить воду с этой поры становилось ее обязанностью. Принесенная вода заливалась в самовар и молодая готовила чай, которым вместе с чак-чаком угощала гостей.

С собой невеста привозила сундук с приданым. Сундук выкупал либо жених, либо его родители — по этому поводу разыгрывается целый шуточный аукцион. Потом всем показывали, то, что находилось в этом сундуке. Молодая с особой гордостью демонстрировала свое рукоделие.

Между никахом и свадьбой могло пройти несколько месяцев: башкиры, как правило, выезжали на службу с апреля по октябрь. Свадьбу же играли, когда убрали урожай и шел забой скота. Пили на свадьбе кумыс и медовуху, застолье было обильным — лепешки, мясо, пироги. Обслуживали гостя за столом родственники, но если гость уже наелся и напился, он мог откупиться. В обычае был и танец невесты на подносе: на него кидали украшения и деньги.

Многочасовая (проходящая порой и несколько дней) свадьба прерывалась просто: молодые парни с улицы били в угол избы бревном.

Что сохранилось в наше время

Нынче молодые знакомятся сами и сообщают об этом родителям. После того, как познакомятся и родители, решается, когда и у кого будет проходить свадьба. Когда Махмут Салимов сватался, ему так и сказали: «Никах обязателен. «Какой никах, я же партийный!» — возразил Махмут. Будущий тесть невозмутимо ответил: «У нас мулла — тоже коммунист. Сейчас закончит смену на Ростсельмаше и проведет никах». Мулла действительно пришел в спецовке, переоделся в соответствующие одежды и провел обряд.

Сыграли свадьбу в Ростове, а потом поехали в Башкирию, где родители Махмута собрали всех родственников. Как вспоминает бывший жених, потом целую неделю они с молодой женой ходили по гостям, навещая тех родственников, которые гуляли на свадьбе: отказаться от визитов было нельзя — как и в стародавние времена.

Весной 2019 года в ЮНЦ РАН прошел круглый стол «Страницы ратной славы башкирского народа в истории России (1798–2019 годы)». Он был приурочен к 100-летию образования Республики Башкортостан. Праздничные мероприятия по поводу этой даты состоялись в Москве, Уфе, Ростове-на-Дону и в Татарстане.