Ради нескольких строчек в газете

Евгений-Петров-(первый-слев

Слева – Евгений Петров, в центре – Михаил Шолохов, на заднем плане – Александр Фадеев

В этот год, объявленный в России Годом памяти и славы, будут вспоминать всех участников Великой Отечественной — пехотинцев и артиллеристов, саперов и моряков, тружеников тыла и прифронтовых госпиталей. Давайте вспомним про военных корреспондентов, непременных участников всех крупных военных операций. Тем более что в донской столице открыт и уже несколько лет работает Музей фронтовой журналистики.

Директор музея Александр Науменко вспоминает, что сама идея музея, сегодня находящегося под эгидой Минобороны РФ и Союза журналистов России, зародилась после того, как сгорел музей одной из военных частей, расположенных в донской столице. Уцелевшие экспонаты сберегли, отмыли. Они попутешествовали, были на грани уничтожения, пока не нашли покровительство газеты «Военный вестник Юга России» (ранее носившей название «Красный кавалерист»), соединившись с артефактами, хранившимися в редакции.

Пять лет было потрачено на приведение в порядок подвала дома, где жили большинство сотрудников редакции. Да и отдавать это пространство под музей никто никому не собирался, Александр Науменко взял в его аренду просто как частное лицо. Кстати, приспосабливали помещение подвала под обычные комнаты, к примеру перенося коммуникации, директор музея вместе с журналистами Сергеем Белогрудом и Владимиром Боневым за свой счет и своими руками.

В музее многое посвящено работе газеты в Великую Отечественную. Осенью 1941 года на базе «Красного кавалериста» были сформированы две редакции, одна из них, «За нашу Родину!», стала органом 56-й армии. В ее состав вошли донские писатели и журналисты, в том числе Виталий Закруткин. Писал тогда в газету и ставший подполковником военный корреспондент Михаил Шолохов.

Герой Советского Союза, генерал-полковник Александр Алтунин, в свое время командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, в беседе с военными журналистами вспоминал примечательный эпизод из своей фронтовой жизни: «Запомнился приказ, под которым я расписался: «Доставку газет осуществлять наравне с боеприпасами и продовольствием всеми способами и видами транспорта». Такова была значимость прессы на войне.

Но вернемся в музей. Один из основателей музея — Георгий Лень, защищавший Брестскую крепость, вышедший из окружения и воевавший в партизанском отряде, а после войны пришедший работать в газету. В музее можно увидеть его небольшие зарисовки, посвященные партизанам, ведущим борьбу с фашистами. В углу одной из комнат — выгородка, представляющая собой фронтовую землянку, где и писались фронтовые корреспонденции, проявлялись пленки.

Кстати, о фотографии: впечатляет полка с собранными фотоаппаратами разных лет. Есть в музее и кинокамера, работающая не от батареек, механическая — та самая, которую на снимке рассматривает военный корреспондент Шолохов со своими коллегами.

И вот, нашлось пересечение «Молота», газеты, где работает автор этих строк, и бывшего «Красного кавалериста»: в номере газеты, посвященном ее вековому юбилею, опубликованы фамилии журналистов — участников страшных боев под Вязьмой, бывших до войны сотрудниками газеты «Молот». Это Григорий Кац, старший политрук, Григорий Гридов, политрук, корреспонденты Лев Перевозкин, Анатолий Софронов, Михаил Штительман. Особые слова об одном из них — Григории Гридове (он же Григорий Давидович).

Когда началась Великая Отечественная война, Григорий Гридов вместе с ростовскими писателями пришел в редакцию «Красного кавалериста», чтобы отправиться на передовую. Однако не сразу попал на фронт, несмотря на его настойчивые просьбы, — не брали: 42 года, больное сердце. Но на фронт Гридов все же попал. 15 сентября он был призван Кировским военкоматом Ростова-на-Дону, а 21 сентября приехал в редакцию фронтовой газеты «К победе!» накануне фашистского наступления на Вязьму. В битве вблизи деревни Бабьи Горы пали смертью храбрых многие военные журналисты, в том числе интендант 3-го ранга, политрук Григорий Борисович Гридов-Давидович, автор той самой песни «Андрюша», которую так любили на фронте.

Сегодня экспозиция музея посвящена сотрудникам газеты, первым названием которой стало, напомним, «Красный кавалерист». Родилась она 25 ноября 1919 года как печатный орган 1-й Конной армии в разгар Гражданской войны. В ее фронтовых номерах того времени опубликовано немало боевых корреспонденций, репортажей, очерков Исаака Бабеля, печатавшегося под псевдонимом Кирилл Лютов. Автор знаменитой на весь мир книги «Конармия» создал свое произведение на основе публикаций в «Красном кавалеристе» и тех впечатлений, которые он вынес из боев, будучи штатным сотрудником этой военной газеты. Когда два маршала, Буденный и Ворошилов, которым не понравилась «Конармия», пришли жаловаться Горькому, тот посоветовал военным не судить о литературе с высоты своего седла. Плакат с цитатой самого Бабеля о газете — на почетном месте среди экспонатов.

Когда жители окрестных домов (и не только) узнали про созданный музей, сюда стали приносить хранящиеся по домам артефакты. «Мой дедушка когда-то писал в газету, вот вам один из экземпляров…», «Моя бабушка была корректором, вот ее вещи…».

Сюда, в музей фронтовой журналистики, часто приходят экскурсии — и ростовских студентов, и школьников, и ребят из ДНР и ЛНР в том числе. И кто знает, может быть, после одной из них некоторым захочется стать теми самыми, которые готовы «сквозь огонь и стужу», «ради нескольких строчек в газете»…

Кстати, знаменитую «Песню военных корреспондентов» Константин Симонов написал в 1943 году по пути с одного фронта на другой — из освобожденного Краснодара в еще не освобожденный Ростов-на-Дону…