Про историю «Рабовладельцев» и жизнь автора

Тарас-Гапоненко.-Рабовладел

Картина Тараса Гапоненко «Рабовладельцы» на выставке в московском Манеже.

Эта картина не только своими размерами, но и эмоциональным посылом автора стала одной из главных на выставке в московском Манеже «Память поколений». Однако не только сюжет произведения и его воплощение, но и тот факт, что она приехала на выставку из Ростова-на-Дону, произвела на автора этих строк неизгладимое впечатление.

Название картины упоминалось не так давно почти всеми информационными агентствами. Еще бы не процитировать слова президента России, посетившего Манеж и познакомившегося с произведениями искусства, посвященных Великой Отечественной и приехавших из разных региональных музеев страны?! Владимир Путин в интервью телеканалу «Россия 1» сказал следующее:

— Эта смерть на картине вполне могла произойти и в жизни, и если бы не подвиг советских солдат, то это убийство могло символизировать гибель всей нации, «русского этноса, так же, как и других этносов, населявших Советский Союз».

Подвиг советских людей, которые ушли на фронт, и тех, что были в тылу, президент назвал «памятью поколения и гордостью».

Картина с названием «Рабовладельцы» народного художника СССР Тараса Гапоненко изображает минуту после выстрела немецкого солдата, убившего женщину из угоняемых в неволю жителей оккупированной территории. Она прибыла на столичную выставку из Ростовского областного музея изобразительных искусств, а сюда попала в 1960 году согласно приказу Министерства культуры СССР из Третьяковской галереи. Именно так раньше старались пополнить фонды музеев городов, наиболее пострадавших от военных действий. «С ней прибыли к нам и несколько военных портретов работы других художников», — уточнила главный хранитель РОМИИ Ирина Воробьева.

Имя автора «Рабовладельцев» Тараса Гапоненко известно сегодня лишь немногим специалистам-искусствоведам. Родившись в бедной крестьянской семье на Смоленщине, ему довелось поработать и кучером, и помощником пчеловода, и истопником. Его, активиста и делегата Тверского уездного съезда РКСМ, стали было продвигать по комсомольской линии, но эта работа будущего художника не прельщала и в 1924 году он отправился в Москву. Он поступил в Высший художественно-технической институт и окончил его живописный факультет. С 1929 года Тарас Гапоненко вступил в Ассоциацию художников революции и в этом же году принял участие в 11-й выставке Ассоциации, представив картину «Красноармеец в деревне». С этого времени он стал постоянным участником выставок, проходивших в Советском Союзе и за рубежом.

Во время Великой Отечественной войны он часто выезжал на фронт, делая многочисленные зарисовки. Так родился цикл «Фронтовые зарисовки» о Великой Отечественной войне: «Рабовладельцы» (1942), «Немцы ушли» (1942), «Ведут пленных» (1942–1943), «В лесах Смоленщины» (1945), За картину «После изгнания фашистских оккупантов» — авторское первоначальное название — «После ухода немцев» — художник получил Государственную премию.

— Только человек, безгранично любящий свою родину, эти серые избушки, этих стариков, рыдающих баб и детишек, мог создать такие произведения, мог так глубоко заглянуть в души простых русских людей, которым война принесла столько страданий, — говорили о «военных» работах Гапоненко его коллеги-современники.

В 1976 году он был удостоен звания «народный художник СССР». Жил мастер в Москве в городке художников на Масловке среди многих выдающихся художников и скульпторов. Здесь же он и умер 11 октября 1993 года на 88-м году жизни и похоронен согласно завещанию на родине.

Только спустя много лет деревня Старая Заворонь существовать перестала, а с ней и могила народного художника СССР. И лишь недавно усилиями Смоленского общества некрополистов она найдена на кладбище в глухом лесу. Этот факт, будем надеяться, станет началом в восстановлении незаслуженно забытого имени человека, который до конца жизни служил своему Отечеству так, как мог — через искусство.