Мир адыгской женщины

адыгские-женщины-—-копия1

Традиции и обычаи, согласно которым женщина существовала в сообществе адыгов, представлены на выставке в Ростовской областном музее краеведения на выставке из фондов Национального музея Республики Адыгея. Уникальная экспозиция сформирована из археологических находок и экспонатов из музейных фондов.

украшения-адыгской-женщины-

Одни из экспонатов выставки — нагрудник женского костюма и украшения.

— На выставке представлены более 300 предметов, которые рассказывают об особенностях ментальности адыгской женщины — рассказала заведующая культурно-просветительским отделом Ростовского областного музея краеведения Юлианна Корчагина.- Период, охватываемый выставкой — с IV тысячелетия до н. э. до наших дней, включая характеристики быта женщины в эпоху бронзы и средние века.

Адыги — древний автохтонный народ на Севере-Западе Кавказа. Вообще-то адыги — это современное самоназвание современных адыгейцев Республики Адыгея — кабардинцев, черкесов. шапсугов Северного Причерноморья и всех адыгов, проживающих за рубежом. Во всем мире их называют черкесами.

На представленных снимках можно увидеть, что, несмотря на приверженность исламу, адыгская женщина никогда не закрывала лицо чадрой или облачалась в паранжу. Девушка спокойно могла принимать молодых людей в своем доме в качестве гостей. Однако, по словам Юлианны Корчагиной, она не могла садиться в присутствии мужчин, особенно старших, хотя на своей, женской половине дома была полновластной хозяйкой. На выставке представлен фрагмент такой «женской половины дома» с привычной колыбелью, низкими столиком и стульями, посудой, национальным костюмом.

Адыгский женский костюм был изукрашен всегда, потому неудивительно, что на выставке можно увидеть ювелирные изделия древних мастеров в виде археологических находок.

Удивительно и золотое шитье, которым всегда был украшен парадный женский костюм, народный промысел которого был подзабыт, а также возрождается. Чеканка по золоту и серебру — того же порядка: тонкие талии черкешенок всегда охватывали серебряные пояса с узорами.

В Х веке, побывав на Кавказе, Абуль-Хасан-Али-Аль-Масуди писал: «… Нет стана, более стройного, талии более тонкой, чем у женщин этого народа. Они носят белую одежду, римскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, шитых золотом».

Магистр философии, дипломат и ученый Адам Олеарий в 30-х годах ХVII столетия отмечал: «Женщины у них миловидны лицом, белотелы и краснощеки, гнлаза черыне как смола. Ходят они с открытым лицом, общительны и любезны».

Иоганн-Густав Гербер, немец, перешедший на русскую службы, писал про черкешенок: «. Счастье, что Европа не столь уж отдалена от такого средоточия красивых форм».

Безмерный свой восторг выразил и русский поэт Константин Бальмонт в стихотворении «Черкешенка»: Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна/ Ибо слишком очевидно: ты средь женщин несравненна».

Представляя посетителем музея этот выставочный проект, раскрывающий характер и этапы формирования мира женщины, традиций, обычаев и культуры Адыгеи, сотрудники РОМК уверены, что он будет содействовать широкому распространению идей дружбы и сотрудничества народов в многонациональной РФ.