Театр как зеркало… Только для чего?

буквы2-1-min

Те самые буквы…

Если кто-то из ростовчан думает, что он знает такой шедевр советского конструктивизма, как здание Ростовского академического театра драмы имени М. Горького, досконально, то он ошибается. Открытия, касающиеся этого памятника, можно делать, как выясняется, постоянно. Вот что рассказал автору этих строк архитектор-культуролог Даниил Алексеев:

театр-имени-Горького

И попробуйте сказать, что не шедевр!…

— Почти год назад фотографировал я свою куму Анну. Специально делал фото для огромного формата и смотрел на проекторе, как получается. Показывал друзьям. Аня Федьчук вдруг увидела на фото что-то странное. Увеличив, мы пришли в шок от увиденного: надпись в старой грамматике (которых на символе нового мира, нашем театре, быть не должно) на, казалось бы, монолитном граните стойки перила террасы. Очевидно, как мы видим на надписи, гранит был ранее частью постамента какого-то памятника. Чтобы понять, что же в действительности написано под плиткой, необходимо сколоть остаток плитки. Что, конечно, никто не позволит.

Даниил Алексеев называет, шутя, обнаруженную надпись «открытием Дани, Ани и Ани», и шокировало это открытие не только его: как было не вспомнить рассказы старожилов города о том, что при облицовке театра использовались плиты с могил Армянского кладбища (народное название кладбища Пролетарского, давно бы его переименовать!…) — и не только его. Да и в документах об использованных материалах при строительстве театра происхождение облицовочного материала не указано. А уж остальное указано вплоть до последнего гвоздя…

Так вот, оказывается, на чем держится любимый шедевр ростовской, а вообще-то мировой архитектуры! Хотя, разумеется, само здание ни в чем не повинно. Да и создатели проекта академик Гельфрейх и профессор архитектуры Щуко и подумать не могли, что будет использовано при возведении театра…

Ну и как быть стабильной системе, которая позволяла себе такие вещи, хотя, казалось бы, утвердилась она на века?! Рано или поздно должна была она рухнуть, что и случилось на глазах ныне живущих поколений. Впрочем, метаморфозы в отношениях властей и архитектурного шедевра продолжают иметь место и сегодня.

В прошлом году Ростовская областная организация Союза архитекторов России направила письмо областным властям с предложением создать рабочую группы по включению такого памятника, как здание Ростовского академического театра драмы имени М. Горького, в список памятников ЮНЕСКО. В эту группу могли бы войти не только представители минкультуры области и управления культуры города, но и представители общественных организаций — Союза архитекторов, ВООПиК, а также заинтересованные в этом горожане.

Да что — горожане: такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли здание ростовского театра имени М. Горького жемчужиной советской архитектуры.

И каков же был ответ, полученный из министерства культуры области? За точность слов поручиться нельзя, а вот за точность смысла — можно: а зачем нам список ЮНЕСКО? Ведь театр и так является памятником федерального значения….

Читайте также...