Бойс как событие

Игорь-Введенский

Игорь Введенский, куратор выставки в костюме члена секты свидетелей «Бойс: заяц на дубу»

К 100-летию одного из самых выдающихся художников-авангардистов современности и столь мало известного в России Йозефа Бойса в Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской работает выставка, на церемонии открытия которой посетителям музея раздавались линогравюры с портретами мастера.

фрагмент-экспозиции

Фрагмент экспозиции выставки

Сама биография художника, с которой познакомила зрителей на церемонии открытия заведующая МСИИДом Марина Приходько, оказалась весьма бурной. Оказывается, Йозеф Бойс воевал во Вторую мировую в рядах люфт-ваффе. Его самолет был сбит над Крымом в 1943-м, и будущего авангардиста из обломков самолета вытащили крымские татары. Семь суток Бойс пролежал без сознания, а лечили его простые люди, у которых не было никаких лекарств, отмазывая жиром и заворачивая в войлок. Именно эти предметы потом стали тотемными в его творчестве.

Именно тогда, уверен куратор выставки, кандидат философских наук Игорь Введенский (ЮФУ), совершился переворот в его сознании, заставивший Бойса стать убежденным сторонником мира до конца своих дней. Потому Россия, несмотря на столь малое здесь количество выставок художника, может претендовать на родину Бойса как художника.

До войны долго выбиравший свой жизненный путь, после ее окончания Йозеф поступает в академию художеств в Дюссельдорфе и заканчивает ее. В 1950-х именно Германия становится центром передового искусства в Европе, а Йозеф Бойс — одним из самых ярких его представителей. Художник становится человеком, который раздвинул само понимание искусства, считая, что сотрудничество политиков и художников должно привести к окончательному уничтожению войн.

В 1982 году в честь открытия фестиваля «Документа» в Кастеле Йозеф Бойс посадил первые из тех семи тысяч дубов, которые должны были быть посажены по всему миру. Философия этого проекта художника проста: он хотел, чтобы как можно больше людей принимали участие в строительстве будущего, чтобы города стали зеленее, чтобы люди объединились, чтобы каждый человек мог стать частью творческого процесса.

К сожалению, творчество Бойса мало известно в России. В 2012 году ГМИИ имени Пушкина в Москве (после Русского музея) прошла небольшая выставка его графических работ с названием «Внутренняя Монголия», ставшая настоящей сенсацией. В 2014-м картины Бойса в Россию привезли уже из четырех музеев. В ростовском МСИИДе выставка, посвященная Йозефу Бойсу благодаря тому же Игорю Введенскому состоялась в 2014-м. Выставка «Йозеф-100-Бойс», по словам куратора, является логичным продолжением выставки семилетней давности, словно подтверждая слова самого Бойса: «Искусство — это жизнь».

Сокуратор выставки, таганроженка Светлана Песецкая так объяснила свое участие в выставке: «Я не первый год в движении флюксус, а Бойс был родоначальником этого движения в Германии. По моей просьбе художники движения флюксус присылали свои работы. Всего работы поступили из 10 стран и десяти городов России».

В честь Йозефа Бойса после торжественных речей на открытии выставки был устроен перфоманс, в ходе которого зрители получал в подарок линогравюры с портретами Йозефа Бойса и персонажами его работ.

Светлана-печатает

Светлана Песецкая в перфомансе, посвященном Йозефу Бойсу (печать линогравюры).

С выставкой можно познакомиться до 19 сентября

Читайте также...