Почему Ростов — не Питер
Любовь к родному городу всегда проверяется на прочность в поездках, которые сегодня, в основном, случаются только по стране. Автору этих строк довелось побывать в Санкт-Петербурге после четырехлетнего перерыва. Перемены в северной столице — в пользу горожан, что в столице донской — только в проектах. Причем об этих намерениях обитателей мэрии слышно уже давно, а вот с воплощением их в жизнь — пока проблемы.
Где город встречается с морем
Это часть пространства бывшего завода «Севкабель порта», который, впрочем, продолжает функционировать как современное высокотехнологичное предприятие полного цикла. Однако, как известно, именно современные производства при всем своем соответствии времени невелики размерами, потому «Севкабель порт» часть своих цехов предоставил под общественную зону отдыха с прекрасным видом на Финский залив, где есть уютные бары, обеденные зоны (похоже, что кухни всего мира собрались здесь!), детские площадки и магазины. На этой территории проводятся ярмарки, выставки и фестивали. Не брезгуют этим популярным местом и эстрадные «звезды»: в конце августа, гласила афиша, здесь будет выступать Мумий-Троль.
Кстати, организаторы этого места оставили на его территории и напоминание о работающем предприятии: так, в центре главной площади располагается генератор постоянного тока — как сообщает табличка, первый в мире. Кстати, смотрится он как очередной арт-объект.
— Ну, почему нечто подобное не сделать из Парамоновских складов?! — вздыхала молодая спутница автора, фанат этого знакового для Ростова места.
А сама автор вспоминала о первом (увы, пока единственном!), Южно-Российском биеналле современного искусства 2010 года, часть которой прошла в стенах бывшей табачной фабрики. Это был такой «праздник души и именины сердца», что, казалось, жизнь в донской столице уже не будет прежней. Увы, городские и, скорее всего, областные власти думали по-другому: этажи «Табачки», как писал классик, «распроданы поодиночке». Точнее, розданы в аренду (а, может быть, и выкуплены) под автомойку, коворкинг, ресторанчики, выходящие на улицу Горького. Нашлось место и для ассоциации гольфа — словом, для всего, но только не для реакреационной зоны в центре города…
Кстати, в одном из бывших цехов «Севкабель порта» до 19 сентября работает выставка «Энди Уорхол и русское искусство», которую только и помещать в это огромное пространство. А выглядывающие из углов двутавровые балки и пожарные краны создают интересные акценты в восприятии произведений современных художников.
Наверно, не зря питерцы называют место бывшего производства весьма романтично — «где город встречается с морем».
Перемены не только в «Новой Голландии», но и в отношении жителей
Если общественное пространство «Севкабель порта», судя по всему, инициатива частная, то Новая Голландия — явно городских властей. Это приведенный в порядок остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Ранее в его рукотворную гавань заходили для ремонта корабли, на самом острове расположены единственные в своем роде памятники промышленной архитектуры раннего классицизма. Сейчас это все отремонтировано, созданы прекрасные газоны, на которых питерцы, как только пригреет солнышко, любят отдыхать. Есть тут и пляж, на котором, правда, купаться нельзя, зато загорать можно. Все атрибуты пляжа налицо — раздевалки, души, песок, в котором охотно роется младшее поколение. Есть и «Бутылка» — круглое здание со всевозможными фут-кортами и магазинчиками сувениров, общественные туалеты, отсутствие которых — бич и для Ростова, и для Таганрога, не говоря уже о Новочеркасске и Азове — чистые и бесплатные.
Можно не сомневаться, что в ростовской мэрии обидятся: мол, у нас много парков для отдыха. Ну, не так уж их и много, не говоря о постоянной вырубке деревьев и в них, и на улицах (это в степном-то городе, где температура летом на солнце зашкаливает за 60 градусов по Цельсию!). А если посмотреть на аттракционы, то даже не хочется думать, сколько им лет (не считая «Седьмого неба»). В Новой же Голландии для ребят выстроен остов корабля, глядя на который подумалось: почему бы не вспомнить, что Ростов все-таки стоит на великой русской реке, а ростовский порт таки имеет статус морского.
Так вот — корабль как бы недостроен, но сбит крепко. Внутри всевозможные веревочные трапы — ну, чем не столь популярный веревочный парк: лазай — не хочу. И ведь количество «юных мореходов» внутри этого корабля не убывает весь день. Чем не популяризация профессий, связанных с водным транспортом?! В Ростове кто-нибудь вспомнит хоть какой-нибудь «морской аттракцион»?!
И опять же — историческое место (можно даже не сомневаться, что памятник федерального значения, как и Парамоны) отреставрировано и превращено в общественное место отдыха без всяких катаклизмов. А не случись пожар рядом с Театральным спуском, писал бы ростовский мэр в социальных сетях, что на месте пепелища будет организована прогулочная зона?… И не ждать ли ее появление энное количество лет — как и городского музея…