От файла до бумажной полосы: как печатается газета

Именно так — от электронного файла к напечатанной газетной странице идет процесс рождения газеты сегодня. В дни, когда страна отмечает День российской печати, стоит напомнить своим читателям, как появляется на свет периодика, поскольку за каждым выпуском стоит огромный труд и журналистов, и полиграфистов.

О процессе появления газеты на свет рассказали генеральный директор ЗАО «Технический центр «Крестьянин» Александр Васильев и его заместитель Евгений Самохин. В этом техническом центре сегодня печатается газета «Молот», которой в 2022-м исполнится 105 лет.

На старте

Сейчас в цеху тихо, идет процесс подготовки газеты к печати. В типографии уже получены электронные файлы в формате PDF с газетными полосами, созданные верстальщиками «Молота». Это некий «бокс», заключающий в себе тексты и изображения. Над материалами, размещенными на полосах, трудился весь коллектив редакции: журналисты, корректоры, ответственный секретарь, редактор. Но этот процесс уже позади — мы, подчеркивает Евгений Самохин, уже ничего не меняем в присланных файлах. Проверяется их количество и качество, то есть насколько они соответствуют техническим условиям.
Прежде всего проверку проходит система цветности, ведь газета уже много лет выходит «в цвете».
— Мы работаем по системе CMYK (сyan, мagenta, yellow, black), то есть используем четыре цвета: голубой, малиновый, желтый и черный, — рассказывает Евгений Геннадьевич. — Сегодня так работает вся полиграфия, а в типографии соответствие этой системе проверяет наш оператор.

Печать — офсетная

Проверив все полосы, оператор c помощью программного обеспечения раскладывает их по шаблонам в определенном порядке, который зависит от количества полос газеты. Потом этот файл с разложенными полосами отсылается на компьютерное устройство (CTP), которое формирует печатную форму — тонкий лист из алюминиевого сплава с нанесенным на него тонким фоточувствительным слоем. Лазер выжигает в этом слое разделенное по цветам растрированное (то есть разбитое на точки) изображение.
Затем пластина отправляется в процессор, в котором с помощью слабощелочного раствора происходит процесс проявления. Те точки, которые лазер прижег в пластине, остаются, все остальное, на что лазер не подействовал, смывается.
Печатники закрепляют пластину на формный вал машины.
— Кроме краски в процессе печати участвует увлажняющий раствор (вода со строго определенным показателем pН), — продолжает рассказ Евгений Самохин.
— Краска из красочного корыта при помощи красочных валов передается на печатную форму, а увлажняющий раствор защищает пробельные элементы формы от ее налипания, таким образом, краска попадает только на заданные участки формы, создающие изображение, — уточняет Александр Васильев. — Далее она передается на офсетное резинотканевое полотно, а с нее — на бумагу. В этом и есть смысл офсетной печати: пластина не соприкасается с бумагой, и получается более точная передача изображения.

Путь к читателям

Далее бумага с печатью режется, фальцуется (складывается), и на выходе получается уже готовая газета. Упаковщицы снимают с конвейера готовые экземпляры и складывают их в пачки по 100 штук, тут же плотно перевязывая их синтетической лентой. Каждый экземпляр «Молота» весит около 46 г, то есть получаются пачки, каждая из которых весит более 4,5 кг. В таком виде упаковки газет и расходятся по области к распространителям.
Тираж «Молота» — 10 тысяч экземпляров. Сколько же нужно времени, чтобы его напечатать? Около трех часов с момента получения файлов — на такой цифре со всеми временными издержками сошлись собеседники. Хотя, конечно, в реальности весь процесс занимает больше времени, так как в типографии идет печать многих газет.
— Кстати, машина может одновременно печатать три разные газеты, — улыбается Александр Владимирович, — все зависит от их объема и цветности.

Взгляд в прошлое

До чего сегодня техника дошла: типография ныне не считается вредным производством. «А как же свинец?» — спросит дотошный читатель. Автор этих строк обычно на такие вопросы отвечает: «Да всего свинца в мире не хватило бы на краску для всех нынешних тиражей!»
— В настоящее время свинец в полиграфии не используется, — посмеивается Александр Владимирович. — Выше мы уже рассказали о процессе изготовления печатных форм, а в краске используются природные материалы, пигменты и растительные масла.
А раньше, по воспоминаниям старых работников типографии «Молота», в свое время печатавших газету, печатники считались элитой рабочего класса (все-таки грамотными должны были быть), но с вредностью полиграфического производства проблемы были. Так, внучка Леона Ильича Ворчкенаяна вспоминала, что деду (печатал «Молот» еще до Великой Отечественной) приходилось покупать носовые платки темных расцветок, поскольку из легких откашливалась та самая свинцовая пыль.
А сегодня и ведер краски в типографии не наблюдается. И если и есть пыль, то только от газетной бумаги, да шум до 80 децибел, который производит работающая машина.
Автор этих строк еще помнит походы в цеха прежней типографии «Молота», где газета печаталась так называемым горячим набором. Помнит, как набирали наборщики, аки на огромной печатной машинке, тексты статей. И если текст не помещался в отведенное ему место, то нужно было сокращать тут же, у станка. Причем сокращать либо с начала, либо с конца, так как перенабор всех букв — дело слишком затратное и по времени, и по трудам наборщиков. Однако не было худа без добра: вот и учись, журналист, точно излагать мысли и умещаться в отведенное тебе на полосе место.
А Евгений Геннадьевич вспоминает, что середина 1990-х и была временем перехода от, условно говоря, металлической верстки к современной печати. Теперь верстальщик сидит в редакции, а не в цехе, и перемены в материалах возможны в любом их абзаце без проблем.

Яндекс.Метрика