Как «цифра» делает любую среду доступной для образования
В ростовской школе-интернате санаторного типа № 28 работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Автор этих строк поинтересовалась особенностями обучения тех ребят, которые не могут по состоянию здоровья присутствовать на занятиях в школе.
Как все начиналось
Более 10 лет назад для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и их успешной социализации (спасибо приоритетному национальному проекту «Образование»!) на базе ростовской санаторной школы-интерната № 28 был создан и успешно работает Центр дистанционного образования (ЦДО) детей-инвалидов. Это сейчас здесь обучаются более 500 ребят с сохранным интеллектом со всей территории Ростовской области, а тогда, в первый год обучения, их было 59, проживающих в Ростове-на-Дону и в Батайске. И это был один из первых таких центров в России.
Сегодня центр — единственный в стране, который сохранил статус регионального (в других субъектах РФ дистанционное обучение детей-инвалидов отдано в ведение муниципалитетов) и финансируется из областного бюджета. И это еще не все: если ребенок-инвалид, которому показано дистанционное обучение, живет, скажем, в одном из самых отдаленных от областного центра муниципалитетов, и у него нет Интернета, то цифровой провайдер обязательно связь этому ученику для обучения обеспечит.
В 2010 году работать в центр пришли обычные учителя из школ донской столицы. Но, работая с детьми-инвалидами, педагог оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве, ему необходимо использовать новые формы коммуникации. Потому перед началом работы все педагоги прошли курсы повышения квалификации, а также повысили свой уровень IT-компетентности.
По мере увеличения числа учеников были открыты три филиала ЦДО (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский), и к работе подключились учителя других районов Ростовской области.
Техника и ученики
Для обучения в Центре дистанционного образования ребенок должен иметь статус инвалидности и рекомендации врачебной комиссии к обучению на дому. Перед началом обучения все дети и их родители (или законные представители ребенка) проходят очный инструктаж по работе с комплектом программно-технических средств, а специалисты технической службы школы готовы в любой момент оказать им помощь в решении технических проблем, в том числе — удаленно.
На время обучения всем ученикам Центра бесплатно предоставляется комплект программно-технических средств, подключается высокоскоростной Интернет с соблюдением контент-фильтрации.
Комплект включает в себя персональный компьютер Apple Mac Mini, три операционных системы, три комплекта прикладного программного обеспечения, программное обеспечение для проведения телеконференций, специализированное программное обеспечение экранного доступа, а также монитор, черно-белый лазерный принтер, цветной планшетный сканер, колонки, наушники, настольный микрофон, веб-камера, клавиатура, мышь, USB-хаб. Все это может быть дополнено клавиатурой с большими кнопками или сенсорной клавиатурой с минимальным усилием для нажатия, выносными кнопками, джойстиком или трекболом и так далее. Для занятий по музыке в состав комплекта включается музыкальная клавиатура.
Ребятам совсем не обязательно иметь навыки работы с компьютером, хотя сегодня порой кажется, что они рождаются с компьютерной мышью в руке. И, тем не менее, для более легкого включения в учебный процесс такой предмет, как «Информатика», вводится в учебный план центра, начиная с первого класса. Кроме основных учебных предметов туда также включены курсы «Компьютерная графика», «Робототехника», «Обработка графической и видеоинформации», «Компьютерная физика» и многие другие.
Где гуляют дети в Интернете
Адаптация к дистанционному обучению проходила у всех по-разному. Родители поначалу с недоверием относились к новому формату обучения, и их беспокойство можно понять. И тут на помощь приходили специалисты. Тьюторы помогали выстраивать образовательный маршрут ребенка и оказывали его родителям помощь во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. По мере того, как ребята втягивались в учебу, родители понимали, что дистанционный урок бывает порой интересней, чем обычный. К тому же дети занимаются в группе (классе), где от одного до трех человек, поэтому к каждому у преподавателя — подход индивидуальный.
А ребята достаточно быстро погрузились в образовательный процесс в новой для них форме, с удовольствием и энтузиазмом осваивали компьютер и учились его использовать для обучения. Даже самые стеснительные ученики дома чувствовали себя комфортно и активно проявляли себя в онлайн-уроках. А доброжелательное отношение учителя позволило каждому ребенку почувствовать себя успешным.
Помимо занятий согласно школьной программы используемые информационные технологии позволяют психологам, дефектологам, инструкторам ЛФК проводить развивающие занятия, направленные на развитие зрения и речи, мелкой и общей моторики, познавательной и коммуникативной сферы.
А сами дети имеют возможность виртуального общения со сверстниками и, естественно, у них возникает желание пользоваться Интернетом в своих личных целях, но в центре постоянно ведется контент-фильтрация и мониторинг запрещенных интернет-ресурсов. По мере их обнаружения автоматизированными средствами доступ к ним блокируется. Благодаря принимаемым мерам случаев бесконтрольного ухода детей в Сеть в истории центра не было.
Самоучительская
Применение информационных технологий позволяет визуализировать изучение учебного материала. Интерактивные задания делают обучение для ребят более ярким и увлекательным, а педагоги получают возможность более гибко и оперативно реагировать на их ошибки.
Учитель географии Михаил Коломийцев рассказал автору этих строк про любимую им технологию «перевернутый класс», при использовании которой после просмотра дома обучающего фильма по теме на уроке показывается фильм с уже встроенными вопросами, на которые ребята отвечают. Потом они работают с заданиями интерактивного теста на ту же тему.
Профессионализм педагогов центра позволяет им обучать других. На протяжении нескольких лет на базе школы работает сетевое сообщество педагогов «Онлайн-самоучительская», которое объединяет педагогов, увлеченных созданием авторских электронных образовательных ресурсов. Сегодня в этой группе 14545 участников. И это не только педагоги российских школ, но и представители стран ближнего зарубежья.
Эксперты неоднократно выражали обеспокоенность по поводу того, что информационные технологии мешают социализации детей. Однако согласно последним исследованиям, сообщили в школе, эти технологии в реальности оказывают положительное влияние на развитие ребенка, развивают его творческие способности. Особенно это касается тех ребят, которые лишены возможности каждодневного живого общения.
Так, например, девятиклассник Алексей Лапин уже снял два короткометражных фильма, полностью их смонтировал, озвучил, добавил графику, используя навыки работы в специальных программах, работой с которыми он научился на уроках (речь об обработке видео и графической информации). Один из его фильмов стал победителем масштабной конференции юга России «Информационные технологии в образовании».
Путевка в жизнь
Наши выпускники поступают в профессиональные учебные заведения, рассказывает Вера Осипова, педагог центра, в том числе и по направлениям, связанным с IT-специальностями.
Например, Дима Калашников, выпускник 2021 года, неоднократный победитель конкурсов и олимпиад различных уровней, поступил в Юго-западный государственный университет Курска на факультет «Мехатроника и робототехника». Благодаря полученным в школе компетенциям по программированию и робототехнике, он уже создал несколько работающих прототипов устройств, готовых к использованию.
Даниил Дорошенко, выпускник 2020 года, сегодня является студентом МГТУ имени Баумана. Используя полученные в школе знания и навыки, он с легкостью работает с большими массивами данных, успешно прошел практику в одной из ведущих инженерных компаний Москвы и уже получает приглашения по работу.
К написанному остается лишь добавить, что выпускникам ЦДО школы-интерната № 28 комплект программно-технических средств передается в дар для продолжения обучения и получения профессии.
И еще одна история, без которой закончить рассказ об обучении ребят-инвалидов невозможно. Морозовский район Ростовской области — из тех, в которые добираться из областного центра — не один час на автобусе. И есть там хутор Сибирьки, в котором две улицы и население — 204 человека. В Сибирьках проживает мальчик-инвалид, которому, как понятно, до ближайшей школы добираться сложно. И он уже четыре года (начиная с четвертого класса) учится в Центре дистанционного образования школы-интерната № 28 Ростова-на-Дону. И учится хорошо, подтвердили в центре. Связь через спутник со своими учителями ему обеспечил «Ростелеком», отвечающий за связь в этом проекте. Так, цифровой провайдер вместе с донским минобром фактически материализуют тезис Жан-Жака Руссо: «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку?». Вот такая, понимаете ли, модернизация!…
С 2011 года на Дону работает государственная программа Ростовской области «Доступная среда», назначение которой сделать значимые социальные объекты доступными для людей с особенностями здоровья. Однако еще раньше — в 2010 году — мы одни из первых в РФ предоставили детям-инвалидам возможность обучаться дома при помощи информационных технологий. Сегодня область взяла все расходы такого обучения на себя. Эта поддержка продолжается, так как мы понимаем ее значимость в социализации ребят в обществе, цифровизация которого идет стремительно.
Первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов