Право на красивый бюстгалтер
Красота, которая видна далеко не всем — именно так можно охарактеризовать женское нижнее белье. Экспозиция, ему посвященная («Под одеждой. Из истории женского нижнего белья конца ХIХ-80-е годы ХХ веков»), открылась накануне Международного женского дня в Ростовском областном музее краеведения.
По словам ее куратора, завотделом истории Дона Зинаиды Римской это первая выставка, посвященная данной теме. Собирались экспонаты, можно сказать, в течение всего времени существования музея — по одному-два в год, ведь массовых поступлений столь «тонкой материи» в прямом смысле слова и представить себе невозможно. Хотя в том же Ростове-на-Дону, городе не столь большом, как сегодня, существовало в начале ХХ века не менее 20 ателье, занимающихся пошивом именно женского нижнего белья.
Для визитов
Под роскошным розовым платьем, открывающего экспозицию, на даме в начале ХХ века обязательно должен был быть не только корсет, но и вполне определенный набор белья с тем, чтобы платье сидело на ней, как положено.
Но начнем с ночи, когда дама надевала на себя ночную сорочку и чепец, который мог и согревать, и сохранять прическу. Утром, встав с постели, она надевала поверх сорочки утреннюю кофту, называющуюся матине. Такой ее вид назывался неглиже: так можно было выпить кофе с мужем или подругой.
Но далее в ходе сбора в театр надевается дневная сорочка на бретелях, панталоны, корсет. Поверх корсета надевалась кофточка с названием лиф-корсет. Затем надевались нижняя юбка и платье — то самое, роскошное, розовое.
На выставке представлены панталоны: из-за тугого корсета до начала ХХ века «рукава» панталонов не сшивались, поскольку вверху они туго зажимались корсетом, шнуровка которого была позади. Ревнивые мужья сами шнуровали корсеты женам и завязывали шнурки особыми бантиками, проверяя их целостность после бала.
Модерн
В начале ХХ века наступает эпоха модерна, в которой женщина должна была представлять собой прекрасный цветок. Уходят жесткие линии: французский модельер Поль Пуаре освободил женщин от тюрнюров и корсетов. Появляются корсеты другие — длинные, затягивающие и бедра, также надеваются уже прошитые панталоны, лиф-корсет. Белье украшается вышивкой, кружевом: этим занимаются женщины-белошвейки. Появляется реклама нижнего белья, существование которой в советские времена даже представить было невозможно.
В состоятельных домах начала ХХ века появляются швейные машинки, и дамы-рукодельницы уже сами могут шить-вышивать. Белье стоило достаточно дорого, и несостоятельные женщины носили что попроще.
На корсетах появляются резинки, поддерживающие чулки. Ранее их роль выполняли подвязки, которые могли быть весьма фантазийного вида. Красивое белье готовилось заранее девушке в приданое.
Право на красивый бюстгалтер
В эпоху НЭПа дамы также могли себе позволить красивое батистовое белье, но, в основном, дореволюционных моделей и пошива. Журналы «Хлеборобка», «Работница», «Крестьянка» подобные модели не предлагали, более того, это порицалось, поскольку считалось мещанством.
Но женщины хотели быть красивыми, особенно после войны. Самые дорогие дамы-модницы заказывали себе белье в ателье, которые занимались пошивом и верхней одежды, и белья. В Ленинграде одно из таких дорогих ателье даже заслужило название «Смерть мужьям». А знаменитая Екатерина Фурцева на одном из пленумов ЦК КПСС доказывала, что советская женщина заслужила право на красивый бюстгалтер!
Появляется ГОСТ, регламентирующий пошив нижнего белья, причем только из хлопка. Белье начинает выпускаться на фабриках, но партиями небольшими. В экспозиции также представлены панталоны с начесом, которые сегодня могут вызвать усмешку, но скольким женщинам они спасли здоровье в русские морозы!
Многие женщины носили сорочки-майки, которые, к слову, производила Ростовская трикотажная фабрика — как и чулки.
В появившихся салонах для новобрачных можно было купить красивое немецкое белье, и многие, подав заявления в ЗАГСы и, получив заветные талончики, отоваривались в салонах и на регистрацию не являлись.
Вывод, напрашивающийся после просмотра экспозиции, очень прост: несмотря ни на что, женщины во все времена старались быть красивыми. И, надо отдать им должное, это у них получалось.