Казак от казака рождается
Кто они на самом деле, донские казаки? Ответ на этот вопрос постарался найти в представленной в ЮНЦ РАН монографии под названием «Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма. На пути к возрождению» академик РАН Геннадий Матишов.
Самые многочисленные
По словам Геннадия Григорьевича, он работал над этой книгой более 10 лет. Геннадий Матишов — потомственный казак и уверен, что настоящего казака может воспитать только в семье с хорошими казачьими традициями. Сама книга охватывает разные аспекты и этапы сложной истории донского казачества, всегда бывшего самым многочисленным отрядом казачьих войск России.
Книга содержит прекрасный иллюстративный материал, а также ссылки на документы, не всегда известные широкому читателю.
Как сообщил автор «Молоту», главным для него было правдиво осветить все стороны жизни и истории казачества, особенно те страницы, которые менее всего известны, найти ответ на вопрос, почему самое большое и сильное войско Донское исчезло.
Казачество для меня как потомственного казака, говорит Матишов, глубоко личная тема. Эта книга стала данью уважения памяти моим предкам, моей семье. А воспитание в казачьей семье было таково, что на войну уходили из хуторов и станиц прекрасно обученные воины, которые должны были уметь делать все.
Столица и собор
Книга открывается главой об исторической столице донского казачества городе Новочеркасске, основанном в 1805 году. Это бывший административный центр области войска Донского, территория которого охватывала всю нынешнюю Ростовскую область, две трети Царицынской губернии (ныне — Волгоградской области), часть современных Луганской и Донецкой областей, а также юго-западных районов нынешней Республики Калмыкия.
В Новочеркасске много замечательных сооружений — Вознесенский кафедральный войсковой собор, Атаманский дворец, Донской Мариинский институт, Епархиальное училище. По своему историческому колориту и воинским традициям это уникальный город, уверен Геннадий Матишов.
Подробно освещено в новой книге возрождение главного казачьего собора — он третий по значимости в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. В годы советской власти в пылу антирелигиозной борьбы и атеистической пропаганды решением Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) 1 февраля 1930 года Вознесенский собор закрыли. Для богослужения Вознесенский собор открылся только 1942 году, и после этого он уже не закрывался.
И бунтари, и опора власти
— Книга, — рассказывает академик, — напоминает о главных страницах участия казаков в военных кампаниях, выдающихся казачьих полководцах и бунтарях и особенно о событиях XX века, которые трагически отразились на судьбе донского казачества.
Донские казаки — воины, участники всех значимых для царской России сражений. Сегодня стираются в памяти битвы, в которых донцы, следуя девизу «За веру, царя и Отечество», сыграли решающую роль, например, в Отечественную войну 1812 года. Они проявили себя как опытные горные стрелки в боях на Кавказе. В Первую мировую войну казаки выставили войско численностью 125 тысяч человек, и их потери были минимальны.
Освещен в монографии и такой аспект истории донского казачества, как подавление революционного движения в России. Но этим участие в тех событиях казаков не ограничивалось: они сдерживали антисемитов и черносотенцев. Изучены в книге также те обстоятельства, при которых проявлялся вольнолюбивый нрав коренных (природных) казаков, причины неповиновений, смут и противоречий в собственно казачьих полках.
Кто они на самом деле
Так что же такое донское казачество — народ, субэтнос, общественное движение? Автор так отвечает на этот вопрос: на территории войска Донского селились русские, украинцы, калмыки. За почти 500 лет здесь сформировался своеобразный субэтнос с особым образом жизни: развитым воинским искусством, традициями, бытовыми привычками, духовным укладом, специфической речью. Прошли годы революций и войн.
Так сколько же осталось потомственных казаков, какое количество казаков сформировалось в первом поколении, из каких хуторов и станиц их род, кто по происхождению те, кто сегодня записались в реестровые казаки? Точного ответа на них сейчас нет.
Отвечая на вопрос о возрождении казачества сегодня, Геннадий Матишов ответил, что сценарий возрождения потребует значительного времени для более предметного концептуального осмысления. Не менее важно войсковым организациям, состоящим в государственном реестре, открыть для себя истинный смысл понятия «казак». Надо помнить: «казак от казаков рождается». И он очень надеется, что данная книга станет достойным вкладом в это важное дело.