Который — Синявский

Георгий Шолохов-Синявский

Все-таки стоит, проходя по улицам донской столицы, обращать внимание на памятные доски. Вот так и на Пушкинской на доме № 78 есть мраморная (как положено, а не те, нынешние, темно-металлические, на которых и текст-то разобрать трудно) доска с именем писателя Шолохова-Синявского. Глядя на эту доску, как-то не приходило в голову, что и Георгий Филиппович имеет отношение к «Молоту». Впрочем, кто из «донской литературной роты», то есть, ростовской писательской организации, к нашей газете отношения не имел?!….

Писали в газету все писатели, и вовсе не потому что сам донской писательский союз располагался в здании на Буденновском, 37, выстроенном, а после Великой Отечественной и восстановленном для редакции и издательства «Молота». И сказать было что, да и газетного пространства было достаточно: вспомним, что ежедневной газетой «Молот» назывался не зря. Очередной номер газеты приходил к читателям даже в воскресенье!

Почему — Синявский

А теперь — про то, как пробующий силы в литературе (да и как пробующий!) Георгий Шолохов к своей фамилии добавил место своего долгого проживания и рожденья.
Фамилия Шолохов у большинства читателей ассоциируется с лауреатом Нобелевской премии, автором «Тихого Дона». Георгий Филиппович дружил с Михаилом Александровичем, и часто при встречах они обсуждали происхождение своей «общей» фамилии. Сходились на том, что начало фамилии Шолоховых положили в раннем средневековье выходцы из дремучих брянских лесов. Основателем рода был якобы некий «лесовик» по прозвищу Шолох — синоним древнерусского лешего. Георгий Шолохов, сам будучи прозаиком с хорошим стилем и слогом, все же признавал творческое превосходство однофамильца. И поэтому, чтобы их не путали, взял себе псевдоним Шолохов-Синявский, прибавив к собственной фамилии название села, в которой проживал. Михаил Александрович любил подшучивать: «Тогда я буду Шолохов-Вешенский!».

Начало

О Шолохове-Синявском, в свое время представленного к Государственной премии РСФСР по литературе, написано много, но о начале его творческого пути лучше его друга, писателя Алексея Бибика не скажешь.

А писал Алексей Павлович о том, как в 1920-х белобрысый паренек Георгий Шолохов- телеграфист в слегка щегольском мундире на железнодорожной станции Синявская, отстукивая ключом сообщения азбукой Морзе, чувствовал что в его, казалось, забытом богом селе, кипит особая жизнь, большая и сложная. Не просто чувствовал, но и знал ее изнутри. Но еще работая вместе с отцом в арендаторских садах и на пасеках настроился он на романтический лад, найдя для своей литературной палитры нужные краски. Потому давались ему, как казалось, его эпические полотна легко и выразительно. Но до них в литературе еще нужно было, что называется, дослужиться

Первый рассказ Георгия под названием «Преступление» был опубликован в 1928 году в ростовском журнале «На подъеме», в 1930 году в журнале «Октябрь» — второй рассказ: «Пыль». Сборник рассказов «Камень у моря», вышедший в Ростове в 1934 году, привлек к себе внимание читателей и критики.

В этом же году Шолохов-Синявский становится членом Союза советских писателей СССР и в качестве делегата от Ростовской писательской организации принимает участие в работе I Всесоюзного съезда писателей. В 1930-е годы он возглавляет областную писательскую организацию, затем заведует отделом литературы и искусства в газете «Молот».

На острие фронтового пера

Внучка писателя Татьяна Шолохова любезно предоставила редакции газеты копию трудовой книжки Георгия Филипповича, где записано, что завотделом литературы и искусства он проработал в газете примерно два с половиной месяца и ушел в мае 1939-го, как записано «по личной просьбе». В автобиографии он объясняет свой уход желанием заняться творческой работой: видимо, организационные моменты занимали слишком много времени, а хотелось писать. Тогда наметилась главная тема его будущих романов — судьба молодого поколения в разные моменты жизни страны.

Поздравительная открытка из «Молота» хранится в домашнем архиве писателя

Однако журналистика прочно удерживала Георгия Филипповича: уйдя на фронт сначала в рядах Ростовского ополчения, а потом и Красной армии, в впреле 1942-м он в качестве корреспондента армейской газеты «Сталинский удар» уезжает на Юго-Западный фронт. С редакцией армейской газеты он прошел путь от Сталинграда до Гомеля, был ранен, потом опять вернулся на фронт и был демобилизован лишь в августе 1945-го, получив возможность вернуться к писательской работе.

В 2020 году в Ростове-на-Дону издана книга «Военный корреспондент», в которую вошли военные дневники и письма с фронта Шолохова-Синявского, которые сохранила его жена Елизавета Алексеевна

Но работу в газетах и журнале «Дон» он не оставляет, и зачастую его газетные очерки связаны с большой литературой. Так, он проходит путем Егорушки, героя чеховской «Степи», чтобы показать как за прошедшее время переменились эти места. И насколько замечательной оказывается его статья «О лирической песне и «жестоком романсе», что на нее откликается знаменитый тенор Иван Козловский. Она была напечатана в «Известиях» в 1966 году, где Георгий Филиппович работал собственным корреспондентом.

Статья актуальна и по сей день. В ней автор рассматривает вопрос о невиданном размахе художественной самодеятельности, при котором количественный рост коллективов не всегда равен их художественным качествам. Далеко не все, как бы сейчас сказали, фольклорные ансамбли отличаются друг от друга даже внешне, выступая в одинаково «донских» или «великорусских» костюмах. «Как же надоел, — восклицает писатель, — этот пейзанский, ложно народный штамп!»

И вот что пишет Козловский: «Уважаемый Георгий Филиппович! Радуюсь появлению вашей статьи. Разделяю ее смысл, содержание. Полезная, нужная, просто необходимая статья».
Недаром за послевоенный труд в журналистике и литературе писатель был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Уход

Умер писатель в Москве в мае 1967 года. Как вспоминают родные, его последними словами были: «Ах, как бы я хотел сейчас вернуться на Дон». И он вернулся. Прощание с Георгием Филипповичем состоялось в здании редакции и типографии «Молота» на Буденновском, 37, а похоронен он в родном селе Синявском. Как писал Алексей Бибик, провожали его в последний путь не только коллеги по перу, но и те самые рыбаки Синявской, память о которых писатель так сердечно оставил на страницах своих романов силой своего незаурядного таланта.

А со зданием на Буденновском, 37, теперь связана внучка писателя. Татьяна Шолохова работает в Россельхозбанке, который нынче занимает бывшее здание редакции и типографии «Молота».

Яндекс.Метрика