Скромное обаяние портрета
Ростовский областной музей изобразительных искусств представляет вниманию своих посетителей выставку «Русский портрет. Художники России 1940–2000-х годов». Это часть собрания известного коллекционера из Краснодара Александра Новиченко.
По словам Натальи Дробышевой, замдиректора музея по выставочной деятельности, это уже второй проект, который музей реализует вместе с коллекционером: первый был посвящен жанру натюрморта. Оба проекта состоялись по личной инициативе коллекционера, за что музей, как сказала Наталья Владимировна, ему благодарен. Коллекция Александра Владимировича насчитывает более двух тысяч работ, и есть надежда, что ростовчане увидят еще многое из этого собрания.
Замдиректора по научной работе Антонина Нарыжная на церемонии открытия выставки отметила качество представленных живописных работ. Для частного собрания это не всегда одно и то же: в этой коллекции и качество, и количество произведений соответствуют друг другу. Представлены портреты, которые уже составляют историю отечественного изобразительного искусства: это работы, в основном, середины ХХ столетия.
Портрет — это всегда летопись, представленная людьми, в лицах которых заключена точная и эмоционально переданная информация о времени, в котором они жили. Выставка дает возможность окунуться в ту эпоху, о которой сегодня многие имеют уже смутное представление. Взять две работы — портрет композитора Грановского работы Льва Шиповского и портрет «Девушки в шляпке» Самуила Невельштейна. Они датированы одним и тем же годом — 1958-м. Время хотя и жесткое, но уже начинаются ослабления в идеологии, и как по-разному выражается эта свобода в изображении людей. Если портрет девушки лиричен и привлекает своей камерностью и нежностью к изображаемой натуре, то на портрете композитора видна та некоторая ирония, с которой «натура» относится к своему изображению. И в каждом из портретов виден автор, так как художник вкладывает в изображаемого свое видение его характера.
Выставка дает возможность заглянуть в характеры людей, познать их глубину и значительность. Практически все портреты — послевоенного времени: люди на них изображены в весьма раскованных позах, что в довоенное время было почти невозможно.
В экспозиции представлены не только живописные портреты, но и графические. А здесь важна точная линия, здесь не спрячешься за живописные эффекты. «Портрет жены» Анатолия Зверева — это настоящий подарок зрителям. Это и нежность, выраженная в собственной манере письма, и чистота, и эстетическое наслаждение образом, и признательность натуре, чей образ он так точно раскрывает.
Представленные в музейных залах работы коллекционера Александра Новиченко — это не просто отголоски своего времени, уверена директор РОМИИ, искусствовед Светлана Крузе. Собранные в едином пространстве они живут «более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».
Выставка «Русский портрет. Художники России 1940–2000-х годов» будет работать в корпусе РОМИИ на Пушкинской, 115, до 5 июня 2022 года.
Цифра. Около 70 портретов в стилях от «сталинского ампира» и «сурового стиля» до разновидностей постмодернизма представлены на выставке «Русский портрет. Художники 1940–2000-х годов» в РОМИИ.