Кто такой продюсер


Памятник одному из самых успешных кинопродюсеров стоит в Ростове-на-Дону на одном из центральных проспектов

В Ростовском филиале ВГИКа им. С. А. Герасимова набран очередной курс будущих продюсеров. О том, почему эта профессия так востребована сегодня и вообще — кто такой, этот человек, который должен вобрать в себя большое количество знаний и умений, и состоялся разговор с Еленой Комаровой, преподавателем дисциплины «Мастерство продюсера телевизионных и радиопрограмм» и продюсером с 30-летним стажем.

Кто пришел «ножками»

— Сколько заявлений подали абитуриенты на ваш факультет, желая стать продюсерами?
— 28 человек. Это только очники, а есть еще и заочники… Но многие на вступительные испытания не дошли. И среди них большинство тех, кто подавал заявление через Госуслуги. То есть, те, кто «пришел ножками» и подал документы сам, те на экзамены явились. Допущенные до второго тура также пришли на экзамены не все: один парень, подавая заявление на режиссуру и на продюсерство, пройдя первый тур на режиссуру, к нам уже не пришел.
— Пусть близкие, но все-таки разные это профессии…
— Это к первому вопросу — кто такой продюсер. Я его определяю как экономиста с творческим подходом. С административной точки зрения, точки зрения организации процесса знание экономических правил первично. А с точки зрения творческого процесса продюсер — это человек, у которого присутствует интуиция: он знает, как снимать, что снимать, когда снимать. Он понимает, что сегодня «зайдет» зрителю, а что — нет.
— А как он это понимает? Как при наборе абитуриентов на продюсерский курс можно определить эту самую интуицию?
— При поступлении это не определяется. На экзамене прежде всего интересуются у поступающего знанием экономических основ в пределах такого предмета, как обществознание. Речь об общей экономике. Но даже этими знаниями в рамках школьной программы многие ребята не обладают
— Какое самое большое разочарование при прослушивании поступающих?
— Ответ на вопрос: какой фильм отечественного кинематографа посмотрели последним? Ответ ужасающий: я не люблю отечественный кинематограф.

Мы сами — » с усами»

— А зачем он тогда пришел учиться на продюсера, с помощью которого этот кинематограф и создается?!
— И как можно создавать что-то новое, если ты не знаешь своих предшественников! Все кивают на американцев, но гениальным продюсером был Сергей Дягилев со своими «Русскими сезонами». Да что далеко ходить: мы ездим по Буденновскому проспекту и видим памятник Александру Ханжонкову, одному из самых успешных отечественных кинопродюсеров. Он был дистрибьютером, показывая снятые на Запале фильмы и зарабатывая при этом, но потом сам стал снимать фильмы, делая одним из первых научно-популярное кино. И если, вспоминая этих людей, говорить о том, что важнее в продюсере — творческий или административный функционал, то мое мнение — творческий.
— Творчество ведет за собой экономику: «зайдет» зрителю — будет прибыль.
— И Санкт-Петербургский экономический форум — тому подтверждение. На 90% он был посвящен киноиндустрии. Все кричат о том, что кинотеатры закрываются. Но они бы и так закрылись — правда, попозже: такой востребованности с появлением стриминга у них уже нет. Много споров насчет того, что ничто не сможет заменить восприятие с большого экрана. Но время другое: люди живут быстрее, и поток информации увеличивается большими темпами. Меняется и телевидение, и сегодня продюсер — такая профессия, которая не ограничивается киноиндустрией.

Знать все

— Вернемся к учебному процессу. Общая программа обучения профессии продюсера есть или вы идете «своим путем»?
— Программа со всеми стандартами есть, но никто не против добавления современных реалий. Мы обучаем профессии «продюсер телевидения и радио», но сегодня телеканалы заказывают полнометражные фильмы: «Последний богатырь» тому пример — сопродюсером выступил канал «Россия 1», а сейчас он идет на стримингах. То есть, сейчас идет сращивание большого кино и стриминга. И я скажу больше: к этому близко и продюсирование event-индустрии.
— При таком раскладе какова же роль отводится режиссеру?
— Он — правая рука продюсера. Продюсер, получается, немного режиссер, сценарист, оператор, осветитель, администратор. И он обязан быть в курсе всех новых технологий. Хороший пример — фильм Тимура Бекмамбетова «Девятаев», где много воздушных боев. Картина запущена в производство прямо перед локдауном, а премьера должна была состояться к 9 мая. Снять бои с использованием административного ресурса уже было нельзя, компьютерная графика — долго и дорого. Так он использовал компьютерную игру — симулятор воздушного боя. Но так про эту же игру нужно было знать! У нас таких продюсеров, которые мыслят современными реалиями попросту очень мало: некому было учить и взращивать.
— И мы сегодня учимся у Голливуда?
— Учиться полезно у всех. Голливуд, бесспорно, фабрика киноиндустрии со стажем. Но в лучшие года мы сами выпускали до 400 полнометражных фильмов. Да еще каких! Справедливости ради надо отметить и поток весьма сомнительных фильмов. Время расставит все по местам… Мы быстро адаптируемся к современным условиям, и это касается любой индустрии. Эффект новизны применим к любому бизнесу. А кино это бизнес.
— Что можно посоветовать тем, кто хочет сегодня стать продюсером: как развивать свою интуицию, чтобы вовремя почувствовать это самое новое?
— Есть такие понятия, как насмотренность и начитанность. Очень много нужно смотреть (и не только кино) и читать, много фантазировать, анализировать увиденное и прочитанное. Словом, тренировать свой мозг.
— Продюсер — очень востребованная сегодня профессия. Так почему же их так не хватает?
— Отвечая на вопрос, кого сегодня больше всех не хватает, член Совета директоров Гильдии продюсеров России Александр Акопов сказал: «Неверная постановка вопроса. Сегодня не хватает — всех!»

Читайте также...

Яндекс.Метрика