Следствие ведут Лиза Лосева и доктор Ватсон
Увидел свет «Правый берег Егора Лисицы» — вторая книга литературного сериала Лизы Лосевой, где героем выступает вчерашний студент-медик, использующий в своих расследованиях методы криминалистики, а местом действия становятся Ростов-на-Дону, Таганрог, Москва. О том, как пишутся исторические детективы сегодня, автор рассказала на творческой встрече с читателями.
Любовь к жанру и городу
Этот детективный роман необычен хотя бы потому, что расследование в нем ведет не сыщик, условный Шерлок Холмс, а судебный врач, условный доктор Ватсон — медик, применяющий в своей работы методы такой науки, как криминалистика. В отечественной литературе такого героя еще не было, уверена автор. Ее книга — это исторический роман плюс детектив.
Лиза любит детективный жанр, потому что он — «резиновый», то есть, может вместить в себя много интересного. В первой книге действие происходит в реальном городе — в Ростове-на-Дону, где узнаются улицы, где сохранились дома, которые она описывает: более чем узнаваемо здание нынешней зональной библиотеки ЮФУ на Пушкинской, где в свое время находился штаб Добровольческой армии. Вполне узнаваема и Нахичевань.
И если действие первого романа «Черный чемоданчик Егора Лисицы» происходит во времена Гражданской войны, то второй детектив — это повод поговорить об эпохе НЭПа. Кстати, само название, где упоминается правый берег, автор связывает и с Ростовом-на-Дону, и с выбором, который сделал ее герой, как он думает — «правый».
Жизнь не перепридумаешь
Чтобы воссоздать исторические реалии, Лиза много работала в разных архивах. Первый роман она писала в течение трех лет (кстати, продолжая работать журналистом), второй — два года, поскольку, говорит она, уже сложилась база.
Кстати, дома ее стол, смеясь, рассказывает автор, заполнен многочисленными папочками, где содержится найденная интересная фактура. Каждая из папочек имеет надпись типа «Не забудь!», «Обязательно использовать!» и так далее. Есть истории грустные, есть забавные. Ее любимая — о том, как после Гражданской войны воспитанникам детских домов выдавали в качестве белья женские панталоны, где-то реквизированные. Ребята массово сбегали из детских домов, потому что надеть на себя женское белье было для них позором.
Имя родилось голосованием
А началось все мистическим образом и мистика сопровождает ее работу, признается Лиза Лосева. Ей на почту пришло письмо из обычной рассылки, в котором ее приглашали на открытие памятной доски интересному человеку. Им оказался Александр Шибков, который создал первую на юге России лабораторию криминалистики, ставшей одной из трех самых больших в стране. Тогда криминалистика делала первые шаги, в России отпечатки пальцев стали признаваться за доказательство лишь в 1912 году. И, тем не менее, работа российской полиции признавалась одной из самых продвинутых в мире.
Первой фамилией Егора была Игнатьев- реверанс в сторону отчества Шибкова. Потом в Москве, когда Лиза занималась в литературных мастерских, ей фамилию героя предложили поменять. Всему курсу был представлен список из 20 фамилий-вариантов, и все проголосовали за Егора Лисицу.
Писатель, его почитатели и издатели
На книжном фестивале «Красная площадь» в Москве, где состоялась презентация «Правого берега Егора Лисицы», Лиза убедилась, что ее читатель — самого разного возраста.
Самое интересное, что от первой книги, сначала вроде бы ее приняв, отказалось издательство «ЭКСМО» из-за того, что автор отказалась переделывать, с их точки зрения, грустный финал. «Черный чемоданчик Егора Лисицы» вышел в одном из ростовских издательств и, как известно, взял первое место в номинации «Дебют» российской детективной литературной премии. Тут издатели, познакомившие Россию с Гарри Поттером, спохватились: романы Лизы хорошо вписывались в их новое направление, связанное с современной отечественной литературой. И ей было предложено вернуться.
Сергей Довлатов сказал как-то, что нет такого журналиста, который не хотел бы написать роман. Тут автор этих строк согласен с «мамой» Егора Лисицы: журналист на самом деле столько пишет по долгу службы, и писать что-то еще у него просто нет сил. И пишет роман он только тогда, когда не может не писать. Так Лиза однажды пришла в свой рабочий кабинет и вместо чего-то служебного написала две главы первой книги — первую и последнюю, которые уже в процессе создания романа не меняла.