Знать наших
Прошедший на сценах Ростовского академического театра драмы имени М. Горького фестиваль «Театральная площадь» был задуман как форум спектаклей донских театров, играющих произведения донских авторов. Что из этого получилось, есть ли у фестиваля будущее, обсудили за круглым столом члены Экспертного совета. В него вошли не только директора и режиссеры театров, но и журналисты, и обычные почитатели того, что создается в храмах Мельпомены.
Обрадовался бы Чехов?…
Если проанализировать афишу фестиваля, то как не вспомнить председателя жюри «Русской комедии», народного артиста России Александра Домогарова, который, взявши в руки афишу этого фестиваля, с чуть заметной насмешкой проговорил: «Островский, Островский, Островский…». Также можно поступить и с афишей «Театральной площади», только заменив имя «русского Шекспира» на «Чехов, Чехов, Чехов»… В нелюбви и непреданности этому драматургу автора этих строк заподозрить трудно, да и редко чья земля родит такого человека, как Антон Павлович, сделавшего настоящий переворот в русской, да и мировой драматургии. Но все-таки…
Но все-таки из 12 сыгранных спектаклей — семь поставлены по произведениям Чехова, три — по произведениям Шолохова плюс калининский «Цыган».
И может собственных Платонов…
Так что — не родит нынче донская земля драматургов? А вот и нет. Как не вспомнить постановки, увы, ушедшего в историю Театра 18+ с его спектаклями по пьесам ростовского драматурга Сергея Медведева?! Одни только «Жуки-64» чего стоили (история воображаемой встречи Леонида Ильича Брежнева с… участниками квартета «Битлз»). Но ведь пьесы Медведева ставили и на других сценах: так, режиссер Юрий Мельницкий на Большой сцене Ростовского академического молодежного (тогда еще областного) поставил медведевскую «Шубу», а на сцене МХТ имени М. Горького в Москве довелось увидеть его же «Парикмахершу» с Ингой Оболдиной в главной роли.
Одной из самых ярких современных драматургов новой школы называют Асю Волошину. Она родилась в Ростове, но сегодня живет за пределами области. Ее пьесы ставят театры от БДТ до МХТ (но не на ее родине!), а Юрий Бутусов даже открыл в Театре Ленсовета посвященную ее творчеству лабораторию. В 2018 году он поставил пьесу Волошиной «Человек из рыбы» на Большой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова.
Родом из Ростова и Мария Зелинская, окончившая факультет филологии и журналистики ЮФУ. Она не только драматург, сценарист, преподаватель Московской школы нового кино, но и лауреат сценарной премии «Слово» за «Лучший сценарный дебют». В 2017 году документальная пьеса Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской «Мирение. Телеутские новеллы» стала номинантом премии «Золотая Маска».
А сколько сейчас проживают на донской земле пока неизвестных авторов, которые пишут пьесы? Кто их считал?…
Да, ладно — пьесы, палитра донской литературы более чем богата: стоит вспомнить, что одни из самых лучших чеховских спектаклей в истории донского театра поставлены именно по рассказам Чехова: это «Попрыгунья» (режиссер Александр Лебедев) в Ростовском музыкальном театре и «Скрипка Ротшильда» (режиссер Михаил Бычков) в Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова.
Можно вспомнить о существовании в области нескольких писательских союзов, но, по замечанию члена Экспертного совета, старшего библиографа отдела краеведения ДГП Ларисы Поповян, сколько замечательных, а, главное, известных прозаиков не состоят в них — а это и лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, и лауреат национальной детской литературой премии «Заветная мечта» Вениамин Кисилевский. Мощнейшие прозаики — «новомирец» Виталий Семин и Владимир Фоменко, чей роман «Память земли» в 1973 году был выдвинут на соискание Государственной премии СССР — также еще ждут, также еще ожидают, когда их произведения заинтересуют режиссеров.
Но можно вспомнить и другую прозу — довоенную (писал тогда не только Михаил Шолохов!): один только рассказ погибшего на фронте Александра Бусыгина «Смерть Семена Шкандыбина» чего стоит!…
Нужны конкурс и лаборатория
По мнению главного режиссера Ростовского академического театра драмы имени М.Горького Геннадия Шапошникова, фестиваль по произведениям донских авторов оказался очень кстати. И он согласен с теми, кто считает, что это дело нужно продолжить. Темы спектаклей всегда выбирает режиссер, но хорошая проза всегда их подскажет. При этом, считает Геннадий Викторович, театр не отражает реальность, а реконструирует ее, при этом его работа должна быть направлена на позитив обязательно. Человека сегодня нельзя оставлять без надежды. «Я готов, — заявил режиссер, — ставить спектакль про свет в конце тоннеля, пусть даже это свет летящего навстречу людям поезда!»
Одно из предложений режиссера — объявить конкурс на современную пьесу среди авторов, живущих на Дону. А темой, с его точки зрения, может стать Родина, которая выстоит в любых обстоятельствах.
Роман Родницкий, главный режиссер Шахтинского драматического театра, предложил устроить для режиссеров и завлитов донских театров лабораторию, в которой можно было бы прошло знаокмство с современными (и не только) авторами, живущими на донской земле.
Так что, судя по всему, будет чем заняться и театру имени М. Горького, и Ростовскому отделению СТД России, и министерству культуры Ростовской области, готовясь к следующему фестивалю.