Честь мундира

Мундиры времен Гражданской

В Ростовском областном музее краеведения работает выставка «Выше нет чести, чем носить мундир русский»

Традиция

Как напомнила на церемонии открытия выставки директор РОМК Галина Куликова, экспозиция названа перефразированной цитатой известного русского полководца Михаила Кутузова дабы подчеркнуть отношение русского солдата, офицера и генерала к исполнению своего воинского долга перед Отечеством. По русской традиции, сказала Галина Николаевна, мужчина в форме всегда был самым привлекательным в русском обществе.
Выставка, по словам ее куратора, старшего научного сотрудника отдела истории Дона Ростовского областного музея краеведения Виктора Ушакова демонстрирует преобразование снаряжения, вооружения и мундиров русской армии в конце XVIII — начале XX века, а также добровольческих частей и соединений Красной армии в Гражданскую войну на юге России в 1920-е годы.
Михаил Беспалов, замдиректора ГКУ Ростовской области «Казаки Дона», советник атамана Всевеликого войска Донского, заметил, выступая перед посетителями музея, на Дону мундир был связан с воинами с детства, поскольку надевал мундир казак еще ребенком и не снимал его до глубокой старости. Этот мундир разный — и аскетичный, чтобы быть удобным в бою, и роскошный мундир, шитый золотом. Он всегда подчеркивал отвагу русского солдата и офицера. По нему можно было узнать, из какой воинской части боец. Традиция чтить военный мундир сегодня вернулась в наше общество, и это самое главное.

Любимый цвет — зеленый

История мундира — важная составная часть военной истории. Андрей Венков, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук, рассказал собравшимся, что мундиры как таковые в России появились еще при Петре Первом. Царь скопировал европейские образцы, но цвет взял другой. В Европе мундиры были либо белые — во Франции и Австрии, либо синие, как в Пруссии у немцев, либо красные — как у англичан. Петр Первый выбрал цвет темно-зеленый, близкий к цвету морской волны.
Затем каждый император в России менял мундир — при каждом царе армия надевала новую форму: так правители хотели о себе оставить память в истории.

И форма, и национальный костюм

Для казаков, которые считались регулярным войском, но каждый ходил воевать в чем может и в чем хочет. Более-менее единообразные мундиры ввели во второй половине ХVIII века. Записано об этом было кратко: «Кафтан синий, кушак малиновый». А потом в 1802 году для ввели мундиры, напоминающие мундиры русской армии. И они стали важным фактором в развитии культуры донского казачества.
Впрочем, демонстрирующаяся на выставке форма кубанских казаков говорит о том, как национальный костюм может стать военной формой. То есть, национальную одежду горцев Северного Кавказа — черкески, бешметы — стали носить кубанские и терские казаки. А на Дону получилось наоборот: женский казачий костюм сложился, а мужской национальный казачий костюм ищут, и до сих пор найти его не могут.
Хотя существует предание (своего производства одежды на Дона долго не было, вся одежда была либо привозная, либо награбленная в походах), что на Дону очень любили ходить в турецких халатах — даже в церковь. Но когда атаманом стал генерал Хомутов (первый из атаманов не казак), чтобы стать казаком более чем все казаки, в 1850 году он отдал приказ: «Поскольку наши предки не знали других украшений, кроме воинских доспехов, и на службе, и дома всем ходить в мундирах».

Чем отличиться

Нашлось место на выставке и буденновской шинели

Сегодня во всероссийском казачьем обществе восстановили форму, которая соответствует началу ХХ века. А если поехать по станицам и хуторами посмотреть на стариков-казаков, которые в войско не входят, можно заметить, что носят они все камуфляж. То есть, в чем их дети в армии служат, то они дома носят.
Мундир всегда должен был отличать одну воинскую часть от другой. Потому и казаки, и простые солдаты хотели всегда чем-то отличаться друг от друга. Так было всего. В свое время Наполеон для соревнования между полками разрешил придумывать разные детали одежды с тем, чтобы один полк не был похож на другой. С гусарами, уланами, драгунами — понятно: у них мундиры отличаются цветом. А что делать пехоте? И пехотинцы всячески изощрялись: то на киверах зеленые султаны, то желтые помпоны, то шнуры на мундирах разных цветов.
В России с этим было строго — и в царской, и в Красной, и в Советской армиях. Но когда человек уходил «на дембель», все это нарушалось во все времена. Как можно было отличить демобилизованного казака от служащего: голенища сапог у демобилизованного были на вершок длиннее — чуть ли не до колена, словом, как ботфорты. Если кто-то служил в Польше, входящей тогда в Российскую империю — а там стояли шесть казачьих полков — то считалось особым шиком перед дембелем заказать портному-шляпнику немецкую фуражку казачьих цветов: околыш красный, тулья синяя. Из-за острых краев такой фуражки казаки их называли «хлеборезки».

Она мобилизует

— Что еще можно сказать про военную форму,? — спросил историк у присутствовавших на открытии выставки курсантов-«седовцев» и, услышав тишину в ответ, сам ответил на свой вопрос: «Она мобилизует человека, повышает его самооценку».
С выставкой «Выше нет чести, чем носить мундир русский» можно познакомиться в Ростовском областном музее краеведения до 31 августа.

Читайте также...

Яндекс.Метрика