Зачем комбайну машинное зрение

Экспертный совет ежегодной национальной премии в сфере сельского хозяйства и продовольствия «Агроинвестор года» отметил наградой разработку Ростсельмаша в области цифровизации сельского хозяйства в категории «Инновация года». Речь идет об интеллектуальной системе РСМ Агротроник Пилот 2.0, прибавившей ко всем достоинствам системы РСМ Агротроник Пилот 1.0 машинное зрение.

О принципах

Созданная программа управления агромеханизмами работает с использованием технологий GNSS (глобальной навигационной спутниковой системы — прим. ред.) и RTK (обеспечивает сантиметровую точность координат в реальном времени — прим. ред.). Она передает информацию агромашинам со спутников через базовую станцию, что повышает точность управления траекторией движения. Сама станция разворачивается на краю поля за несколько минут, взаимодействуя с работающими в поле машинами непосредственно по радиоканалу в УКВ-диапазоне.
Такие системы автоуправления как РСМ Агротроник Пилот 1.0 устанавливаются на зерноуборочную и тракторную технику компании с 2021 года. Программное обеспечение для них разработано непосредственно специалистами компании.
Первая в мире гибридная система РСМ Агротроник Пилот 2.0 является технологическим продолжением системы РСМ Агротроник Пилот 1.0, которая в случае версии 2.0 дополняется перспективными технологиями машинного зрения.

Что видит машина

Действительно, что? Она же — машина…. Да только управляет ею человек, и труд его связан не только с физической нагрузкой, но и с постоянным вниманием, от чего усталость накапливается многократно: так вот этот труд весьма и весьма облегчают электронные системы. Да и совмещение гибридной системы автоуправления и машинного зрения не только снимает напряжение в работе комбайнера, но и делает работу на агромашинах точной и безопасной.
Сам по себе комбайн зрением, конечно же, не обладает. Но он «видит» за счет установленной на борту посылающей сигнал RGB-камеры (предназначена для наблюдения и слежения на значительном удалении — прим. ред.) и вычислителя машинного зрения (принимающего сигнал), в базе которого содержатся предварительно созданные нейросетевые алгоритмы (результаты машинного обучения), позволяющие не просто увидеть препятствие, но и остановиться перед ним.
За рубежом такие системы уже используются, но преимущество систем РСМ в том, что они являются отечественной разработкой, так что проблем с их обслуживанием и модернизацией (по просьбе клиентов) нет. В России же находится и «внешняя» аппаратная часть (включая серверы) информационно-аналитической платформы Агротоник.

И другие цифровые решения

Полезных сервисов, созданных РСМ за последние 20 лет, множество. К примеру, для предупреждения нештатных ситуаций.
Так, система идентификации навесного/прицепного оборудования способна устранять ошибки водителя. Например, для корректной работы компьютера, выдающего настройки технологических систем комбайна и рекомендации механизатору, расчета производительности, учета объема работы и так далее, нужны определенные данные. А механизатор забыл ввести эти данные в бортовую систему зерноуборочного комбайна или не знает, как это делать.
Тогда происходит следующее: на корпусе агромашины есть активная RFID-метка. В кабине (комбайна, трактора, косилки) присутствует считыватель таких меток. Он получает сигнал от всех активных меток, находящихся в радиусе своего действия и передает их в бортовую систему машины. Программа компьютера находит в базе совпадение и в начале работы автоматически «вводит» параметры агрегата в данные о рабочем процессе, что позволяет исправить ошибку.
В процессе уборочной кампании используется и система идентификации транспортного средства. Она разрешает выгрузку зерна из бункера комбайна только в «свою» машину. При попытке выполнить операцию со сторонним транспортом система блокирует выгрузной шнек. Также система идентификации транспорта ведет учет объема работ как выполненного комбайнером, так и водителем грузового транспорта: каждая выгрузка фиксируется программой компьютера в бортовом журнале с указанием количества выгруженного зерна, марки и госномера машины.

Картирование — в помощь

Весьма полезным инструментом для агронома стала система РСМ Картирование урожайности. Такое картирование — базовая составляющая технологий точного земледелия. Комбайн, оснащенный этой системой, непрерывно записывает данные урожайности каждого участка поля с привязкой GPS-позиции с момента начала уборки внутри границ поля. Если поле убираются разными комбайнами, полученные данные автоматически объединяются.
Система позволяет определять границы участков, управлять информацией о посевах, мониторить перемещение сельхозтехники. Есть возможность назначать задания механизатору и следить за процентом выполнения заданий по площадям и процентам. Доступна и статистика каждой агромашины: время ее работы и простоев, запас топлива,
траектория движения, объемы выполненной работы и т.п.
Как объяснил директор департамента маркетинга компании Андрей Рябов, рост интереса к «умным решениям» в АПК обусловлен повышением цен на минеральные удобрения и энергоресурсы (а это ведет к стратегии экономного расхода средств производства), а также сокращением кадров. Последнее обусловило, в частности, повышение интереса к беспилотным самоходным машинам. Еще одна тенденция, повлиявшая на рост потребности в электронных решениях для эффективного агроменеджмента — укрупнение земельного банка.

Первый за 30 с лишним лет

В постсоветское время в России не было построено ни одного тракторного завода, да и самих таких заводов в нашей стране немного. Это немного странно, если учесть, что трактор — машина, которая востребована весь год. А дорожная техника, которую также будет производить строящийся тракторный завод на территории РСМ, если учесть первую беду России, также востребована почти круглогодично.
Потому к проекту, который входит в перечень 100 губернаторских инвестиционных проектов (реализуются на территории Ростовской области), такое внимание. При запуске завода и получении первой прибыли компания будет иметь льготу по налогу на прибыль в размере 50 %, которая будет действовать с момента запуска завода и до 2029 года.
Здесь планируется выпускать полный модельный ряд тракторов мощностью от 170 л.с. до 600 л.с. с шарнирно-сочлененной и классической рамой, на гусеничном ходу, а также дорожно-строительную технику. Тракторному предстоит стать производством замкнутого цикла, он будет иметь собственный конструкторский центр. Развитие мощностей завода позволит создать 1850 новых рабочих мест.

На сегодня проект имеет высокую степень готовности — прошли остекление главного цеха завода, утрамбовка грунта для заливки пола. Приобретены оборудование и красочные материалы. Завод будет состоять из производственного корпуса, инженерно-технического корпуса для специалистов по проектированию тракторной и дорожно-строительной техники, экспериментального цеха, центральной отгрузочной площадки.

Передовая инженерная школа на базе ДГТУ для Ростсельмаша будет обеспечивать заводу приток кадров до 100 конструкторов и технологов в год.

Яндекс.Метрика