Память в металле
Есть такое понятие — синдром Ариадны Эфрон: когда дети хранят память о делах родителей и не дают ей уйти в небытие. Так можно охарактеризовать и выставку памяти художника-конструктора Юрия Мокина «От миниатюры до …», которую его дочери Анна и Альбина представили в выставочном зале Ростовского отделения Союза художников России.
Юрий Мокин ушел в 2012 году, а в этом, 2023-м, ему бы исполнилось 80. Все его друзья вспоминали его как веселого человека, который всегда готов был поддержать коллег. Но главное, что все свои работы он делал с любовью, и она чувствуется в его изделиях и после его ухода. Многие знают его работы, но им неизвестно имя мастера, их создавшего. А это и люстра в Большом зрительном зале Ростовского академического молодежного театра, и светильники в фойе Ростовской областной филармонии.
Не менее поражают и ювелирные изделия Юрия Петровича, особенно его гривны, которые имеют почти квадратную форму. Самое удивительное: они, что называется, тематические — «Степь», «Михаил Шолохов» и так далее. Как сказала Альбина Мокина, захотелось представить весь спектр работ, которые Юрий Петрович выполнял. Анна Мокина сожалела, что сохранилось в мастерской не все. Кое-что есть в архивах, и это еще предстоит разыскать. А задача выставки, объяснили дочери мастера, показать, каким красивым может быть Ростов, если над его обликом работает художник-профессионал.
А еще задача выставки такова: во времена, когда те же студенты работают на компьютерах, показать, насколько дышит жизнью ручная графика, а уж ручная работа — тем более. Ведь сегодня идей много, добавила Альбина, а как их реализовать, всегда возникают вопросы.
Василий Чаусов, член Союза художников, отметил, что общаться с Юрием Петровичем всегда было приятно. Для города он сделал много, потому горжусь, что многому у него научился.
Художник Александр Пучеглазов, председатель секции декоративно-прикладного искусства Ростовского отделения СХР, назвал Юрия Мокина целой эпохой в развитии жанров прикладного искусства, которых на Дону никогда не было. Под его началом начали развиваться и стекло, и керамика, и по-настоящему ковка. И память эта живет в том, что окружает сегодня ростовчан, и есть надежда, что будет жить вечно.