Школе интересен каждый ребенок

Наград у этой школы хватает

В ростовских школах развивается инклюзивное образование. И не просто развивается: одна из школ — № 96 «Эврика-Развитие» — в 2021 году признана одной из лучших инклюзивных школ России. О том, как работает эта школа, где впервые в донской столице появился коррекционный класс, удалось поговорить с ее директором Зинаидой Гринько.
В 2016 году в силу вступил федеральный стандарт, согласно которому дети с ограниченными возможностями здоровья, должны были прийти в обычные школы.

Цифра. 95 ребят с ОВЗ учатся сегодня в ростовской школе № 96 «Эврика-Развитие». Всего в школе 1311 учеников.

Тогда единственный

В этом году в школе начнут работать уже пять коррекционных классов и два ресурсных. В коррекционных классах идет обучение детей по тем же программам, что и в обычных классах, но наполняемость этих классов меньше, и учатся они согласно своим особенным потребностям дольше. Их учителя имеют базовое коррекционное образование, с ребятами работают психологи, дефектологи, логопеды и тьюторы.

Директор школы № 96 «Эврика-Развитие» Зинаида Гринько

— Мы выбрали направление работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) — рассказывает Зинаида Алексеевна. — Это малоизученное направление, потому опыт приходилось нарабатывать самим. Управление образования города доверило нам открыть первый коррекционный класс — тогда, в 2018 году, единственный в городе, в котором было семь учеников. И мы благодарны тем родителям, которые в нас поверили в тот год.

Доступна для всех

Понятно, что для открытия такого класса в школе позаботились о доступной среде. В 2016 году «Эврика-Развитие» вступила в государственную программу Ростовской области «Доступная среда». И сегодня в школе она существует для детей со всеми нозологиями: а это пандусы, расширенные проемы дверей, подъемники для детей с ДЦП, лингвистические кабинеты для слабовидящих со специальными клавиатурами и так далее.

Затем возникла потребность в классах для детей с серьезными нарушениями здоровья: так появились ресурсные классы. В «Эврике-Развитие» их два. У каждого ребенка есть свой логопед, свой психолог, тьютор и учитель, ведущий уроки. Эти два класса работают по системе Владимира Базарного, используя здоровьесберегающие технологии, которые, как убедились специалисты школы, хорошо подходят для обучения детей с РАС. Все кабинеты, где они учатся, разделены на зоны — учебную, отдыха, для индивидуальной работы и так далее.

— Мы идем за детьми, — заверяет директор. — Если особенному ребенку в школе нужна особая среда, мы ее создаем. Ему нужно помочь ориентироваться в пространстве (а для детей с РАС это очень важно), на стенах коридоров появились цветные акценты в виде полос и стрелок, чтобы ребенок не заблудился.

Инклюзия — но обратная

Думая о том, как включить ребят с РАС в обычную школьную жизнь, в «Эврике-Развитие» пришли к обратной инклюзии: ученики из обычных классов приходят к детям в классы коррекционные. У каждого коррекционного класса есть свой обычный класс-наставник, который поддерживает детей с РАС во время участия в школьных мероприятиях. Есть много проектов, которые ребята из коррекционных классов воплощают в жизнь с обычными детьми: это и уроки безопасности, и знаменитое улитковедение.

На уроки в «научном классе» с особыми ребятами школьники-наставники приносят улиток, которые проживают у них дома. Все вместе их кормят, за их поведением вместе наблюдают, слушая учителя-биолога, который рассказывает об особенностях жизни этих моллюсков.
Есть в школе и проект «Аромо-тропа»: на территории учебного заведения высажены растения с разными ароматами. Ребята-наставники гуляют со своими подопечными по этой тропе, для которых важна эта аромотерапия.

Вот такие они, ученики «Эврики…». Все использованные снимки — с сайта школы.

Самое интересное в этом взаимодействии то, что обычные ребята хотят общаться со своими «особыми» друзьями. К этой истории пришли не быстро: на мой взгляд, говорит Зинаида Алексеевна, особые ребята нужны были нашей школе. Они показали пример, насколько они, не самые сильные, могут справляться с той ситуацией, в которой оказались. Их возможности действительно безграничны: во время концертов в большом зале школы они читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в спектаклях. В школе есть коррекционный класс, в котором все ученики играют на музыкальных инструментах и который завоевал на Всероссийском конкурсе призовое место.

Ситуация успеха

Зря про нынешних обычных детей говорят, что они злые. Общаясь с детьми с РАС, они становятся добрее, терпимее, уверяет Зинаида Алексеевна. Здесь все поставлены в ситуацию успеха: каждый ребенок кому-то нужен. Особый ребенок понимает, что он нужен своему сверстнику, а этот сверстник понимает, что его ждут.
Ведь что такое ребенок с РАС? Он замкнут в своей «скорлупе». А в школе особый ребенок не боится быть в общей массе других детей. И такой ребенок уже не боится идти в школу: сейчас родители его спокойно оставляют в классе.

Но какая же проделана работа до того времени, когда ребенок садится за парту в первом классе! Таких детей к школе готовят в «Эврике…» в течение года до первого класса для минимизации процесса его адаптации.

Понять и общаться

Более того, согласно федеральному стандарту каждый ученик должен подготовить индивидуальный проект: его разработать, много чего сделать по его теме, а потом идет презентация этой работы. Без этого нет допуска к итоговой аттестации. Так вот многие старшеклассники разрабатывают проекты для детей с особыми образовательными потребностями. А это говорит о том, что старшеклассники хотят что-то сделать в помощь им, находящимся еще в начальной школе. И старшие ребята сами выбирают себе подопечных, разумеется, спрашивая, можно ли поработать с каждым из таких учеников.
Примером такого проекта может послужить работа одного из выпускников прошлого года, взявшего тему «Перемены в школе для детей с особыми образовательными потребностями».
Он разработал те активности, которыми можно занять таких ребят на переменах. Более того, он их проводил, а потом все это представил. Такой проект выпускника был продиктован тем, что его младший брат был аутистом. Он хотел понять этого малыша и потому занялся данной темой.

Стать тьютором своего ребенка

— Количество детей с РАС, приходящих в школу, увеличивается, — говорит Зинаида Алексеевна. — Это происходит потому, что родители, судя по всему, нам поверили. А ведь ранее можно было услышать, что «никакой ребенок не особенный, вы просто не умеете с ним общаться». Для тех родителей, кто не признает проблему своего ребенка, а, точнее, боится ее признать, в школе работает консультационный пункт. Мы стараемся объяснить родителям, что чем раньше проблема будет обнаружена, тем больше шансов провести успешную коррекционную работу с ребенком.

Самой важной целью для школы, уточняет Зинаида Алексеевна, является переход ребенка из коррекционного класса в обычный. И такие случаи есть. Процесс идет дозировано: на какое-то время особому ребенку предлагается посидеть на уроке в обычном классе, побывать на школьном мероприятии. А когда медико-психолого-педагогическая комиссия при согласовании с родителями приходят к выводу о возможности перевода, ребенок уходит в обычный класс. Это происходит не массово: у одного процесс адаптации длится два года, у другого — пять лет. То есть, у каждого ребенка свой индивидуальный маршрут обучения.

В школе работает клуб для родителей «Поддержка»: здесь собираются мамы и папы особенных детей и вместе с педагогами обсуждают свои проблемы. Более того, два года назад в «Эврике-Развитие» открыта в сотрудничестве с Таганрогским педагогическим институтом школа для родителей особенных детей. В итоге родители становятся официальными тьюторами своих ребят. В школе есть два прецедента: мамы привели своих детей в «Эврику-Развитие», а потом сами стали педагогами школы.

А сегодня, когда занятия в школе закончены, в пришкольном лагере работает инклюзивная смена: в пяти отрядах — по два ребенка из коррекционных классов. В таких отрядах помимо двух воспитателей работают еще и тьюторы.

Можно было видеть, с каким удовольствием носятся ребята по площадке — то рисуя что-то на асфальте, то забираясь на лестницу-пирамиду, то упражняясь на спортплощадке, и различить, кто из них из какого класса, было совершенно невозможно. Словом, налицо полная инклюзия.

Яндекс.Метрика