Побольше фестивалей – хороших и разных!

Начало спектакля творческого объединения «Точка»

В донской столице прошел южный фестиваль искусств «Чистое поле». Организаторы — а это аналитический центр «Эксперт Юг», АНО «Инновационные гуманитарные проекты» (ИНГУП) при поддержке «Ростелекома» и института «Спецпроектавтоматика» — на пяти площадках постарались охватить, казалось, все виды искусств. Автор этих строк расскажет о наиболее сильных впечатлениях, которые связаны с театральными днями.

Театр «633»

Давненько не доводилось видеть студенческие театры. Отрадно, что они существуют и сегодня, и волнует молодых исполнителей проблемы нынешнего дня. Неожиданно остро и трогательно прозвучала первая новелла спектакля Театра «633», поставленная режиссером Олегом Цыганковым.

Сцена из спектакля Театра «633» — ДГТУ

Сегодня тема войны способна задеть в зрительном зале многих, а если раскрывает эту тему в своем произведении такой мастер, как Чингиз Айтматов, и пропускают ее через себя и доносят свои чувства и мысли по этому поводу до зрителей актеры, то возникает особая аура, когда даже вздохнуть человек в зале боится. И что удивительно — это касается любого исполнителя. Словом, живая жизнь в живых обстоятельствах. А сюжет-то прост: старик собрался в город, откуда его сын ушел на войну и не вернулся…

Жалко только, что увидели все это немногочисленные зрители, до отказа заполнившие небольшой зал арт-студии «Андеграунд»

«Точка»

Первое, что бросалось в глаза в небольшом пространстве «Андеграунда» — паутина из белых и красных нитей, натянутая в параллелепипеде из деревянных досок. Внутри нее — человек, явно в этой паутине запутавшийся. Этот сильный визуальный образ прочно завладел вниманием перед началом спектакля.

Потом в темноте разглядываешь еще одного человека, который, связанный красно-белыми нитями пайтины, лежит, скорчившись, перед параллелепипедом. Две девушки в ходе спектакля проникают вовнутрь и пытаются по очереди освободить героя. Но тот еще больше заворачивает себя в кокон и вроде бы стать свободным не желает.

Выбравшаяся из «паутины» героиня спасет другого?…

Ассоциаций возникает сразу много и, прежде всего, не представили ли нам нас самих, которые любят укрываться от внешнего мира и не желают расставаться с иллюзиями, предпочитая прожить жизнь в своем коконе?…. Из этого кокона не удается, судя по всему, вырваться и другому герою, который из паутины-то вырвался, но дальнейшего освобождения (превращения в бабочку?!) не последовало. Правда, в финале появляется надежда, когда свободная девушка не бросает несостоявшуюся «бабочку»…

Это представление было заявлено творческим объединением «Точка» как спектакль-перфоманс, хотя взаимодействия со зрителем так и не случилось. Но было отрадно видеть, как некогда гремевшая в Ростове пантомима прорастает сегодня такими спектаклями.

Остается добавить, что главная исполнительница в спектакле Алсу Айнутдинова является и режиссером, и сценографом постановки. Творческое объединение работает уже около двух лет.

Что за «Фасадом»

Самое сильное впечатление от фестиваля оставил краснодарский фильм, посвященный событию, которое в свое время потрясло весь этот город. Но сначала о создателях этой картины: идея и ее воплощение в фильм принадлежит Анне Пчелиной, которая создала и работает в культурной институции, подобной которой в Ростове, к сожалению, нет. На разных краснодарских площадках реализуется цикл лекций «Как устроено современное искусство» с приглашением весьма заметных в культуре и искусстве персон.

Во время пандемии, когда многие были заперты дома, и времени было достаточно, Анна его не теряла, а собрала вместе все видеофрагменты (а событие снимали), посвященные «Фасаду». Так называлась выставка современного искусства городских художников, которым отдали два пустующих этажа здания, полученные художественным музеем в начале 1990-х. Судя по всему, денег на ремонт в городе не было, и его директор пошла на такой революционный шаг. Получив от музея в свое распоряжение два этажа, творцы создали весьма немалые инсталляции. Работали они 10 месяцев, музей их поддерживал, предоставляя краски и холсты.

Так в этом нетопленом здании в центре Краснодара и появилась выставка «Фасад», сопровождаемая и выступлениями музыкальных групп (среди участников замечен с гитарой Владимир Касютин, нынче один из секретарей Союза журналистов России), и современными поисками в кинематографии, привезенными из Питера. Кадры вернисажа комментируются участниками, искусствоведами и, что отрадно, искусствоведами не только краснодарскими, но и московскими, сумевшими не только нарисовать, но и подробно проанализировать ситуацию в искусстве России 1990-х.

С таким глубоким анализом этой ситуации не доводилось встречаться до сих пор ни разу. Так и хочется предложить этот черно-белый фильм в качестве учебного пособия в художественных вузах. А то ведь современные художники, вступая в творческую жизнь, зачастую думают, что начинают с нуля.

Были на фестивале и археологический, и архитектурный дни, прошли дни музыки и поэзии. Стоит лишь пожалеть о том, что, как говорил классик, узок круг этих революционеров. Но организаторы и свои пять площадок выбрали не очень большие, стало быть, так было задумано. Но почему?…

Читайте также...

Яндекс.Метрика