Гранд-педаль

Николай Гарликов — врач, изобретатель, музыкант

На открытии выставки донских живописцев в здании «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» зрители могли не только познакомиться с творчеством скульптора и изобретателя Николая Гарликова, но и послушать созданный им единственный в мире орган «Гранд-педаль» с ножной клавиатурой.

Ножная клавиатура Гранд-педали

С этим инструментом я выступаю уже не в первый раз, признался Николай Гарликов и объяснил: «У многих музыкальных инструментов есть педальная клавиатура — у органа, у клавесина. Со средних веков утвердились способы воспроизведения на них звуков — руками и ногами. Созданный Гранд-педаль — орган с другой эргономикой, что позволяет исполнять произведения с помощью ножной клавиатуры и одновременно в качестве мануала (руками) использовать ту же гитару или другой инструмент.

Николай Гарликов исполняет на Гранд-педали и свою музыку, и музыку эпохи барокко, и русских авторов, но его кумир — Иоганн Себастьян Бах. И орган с ножной клавиатурой создавался под влиянием именно этого композитора. В юности он заслушивался его музыкой, что было весьма непривычно для его друзей, увлекающихся роком.

Создан Гранд-педаль был еще в конце 1990-х, но слишком долгим оказался процесс обучения игры на нем: аналогов в мире не было. Пришлось разрабатывать школу игры на этом инструменте, писать свои произведения, перекладывать произведения других авторов. Николаю помогали в работе многие известные музыканты — к примеру, ростовчанин Владимир Хлебников (сегодня он — народный артист Чеченской Республики). Помогали и сотрудники Ростовской консерватории имени С.В.Рахманинова. Вместе с супругой Ириной Николай создал дуэт «Баркарола».

Дуэт «Баркарола»

Отвечая на вопрос о тех скульптурах, которые представил Николай на выставку, он ответил, что от репетиционного процесса очень устаешь, а творческий потенциал все равно заставляет что-то делать — например, заниматься техноскульптурой.

Вообще-то Николай — профессиональный врач, но считает себя профессиональным музыкантом. Когда его спрашивают, закончил ли он консерваторию, он отвечает, что закончил консерваторию имени Николая Гарликова, потому что по обучению игре на изобретенном инструменте у него не могло быть педагога — аналогов в мире нет. А консерваторские профессора оказывали ему методическую помощь в плане концептуальной трактовки произведений. Но технику игры на Гранд-педали он разрабатывал сам.

Времени у Николая хватает на все, признается музыкант-изобретатель. Есть мнение, что его не хватает. Но не нужно ставить перед собой авральных задач: если что-то задумал, можно это делать много лет, но — потихоньку. Если бросишь задуманное только потому, что сразу не сможешь это сделать, оно уйдет в Лету. Но поставленную цель нельзя просто вычеркивать: надо заниматься этим несколько минут в день или даже несколько минут в неделю. Миф о том, что не хватает времени, уверен Николай Гарликов, он своим творчеством опровергает. Его вдохновляет то, что, присутствуя на выступлении инструментального дуэта «Баркарола» и слушая Гранд-педаль, люди убеждаются, что независимо от возраста, от загруженности, бытовых и политических проблем, можно двигаться вперед.

Одна из картин выставки, на открытии которой можно было услышать Гранд-педаль — «Похищение Европы» Светланы Зерщиковой

Читайте также...

Яндекс.Метрика