Балет — это современно!
Первой премьерой юбилейного 25-го сезона Ростовского музыкального театра стал спектакль с тремя одноактными балетами Игоря Стравинского. Как заверил перед премьерой генеральный директор — художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущев, в таком сочетании эти балеты еще никогда не были представлены ни на одной сцене мира.
Постановочную команду возглавили хореографы из Москвы и Санкт-Петербурга: Александр Сергеев («Концертные танцы»), Виктория Литвинова (Игра в карты«), Софья Гайдукова и Константин Матулевский («Пульчинелла»).
Александр Сергеев, солист Мариинского театра, много танцевал в балетах Стравинского. Но, признался он, хотел найти музыку композитора, которая была бы ему незнакома. «Концертные танцы» стали для него открытием. Композитор писал их как музыку инструментальную, но она оказалась столь зримой, что они быстро получили свое балетное воплощение.
Сергеев ставил «Танцы» принципиально как бессюжетный балет, однако зритель все равно понимает: автор хореографии устроил на сцене соревнование природных энергетик артистов.
Виктория Литвинова ставила балет «Игра в карты» как «игру в жизнь» — в жизнь Стравинского. Сам спектакль — о жизни композитора, о тех ярких личностях, с которые он встречался.Эти люди узнаются сразу — вот Коко Шанель? Трудно не узнать знаменитую мадам, воплощенную на сцене Екатериной Кужнуровой.
Страсти раздирают на части Вацлава Нижинского (з.а. Республики Молдова Анатолий Устимов). А как не узнать Дягилева, чей образ воплотил в балете Никита Повалихин, сорвавший бурю оваций своими прыжками в «Концертных танцах».
Ну и, наконец, «Пульчинелла». Постановщики Софья Гайдукова и Константин Матулевский отошли от классической истории в духе театра дель арте, соединив ее с абсурдом. И это помогло многим танцовщикам раскрыться по-другому, что, наверно, поможет главному балетмейстеру театра Ивану Кузнецову увидеть их в других амплуа, чем прежде Зрителю также надо приготовиться к тому, что в этом балете еще и поют!
Балетной премьерой оказался спектакль и для главного дирижера театра Михаила Грановского. Он уже ставил балет Стравинского «Похождение повесы» в Большом театре и рад вернуться к его музыке, этому кладезю кроссвордов, разгадывать которые — сплошное удовольствие. По словам главного дирижера, Стравинский вобрал в себя весь музыкальный опыт, начиная с ХVIII века. В наших балетах, заверил Михаил Грановский, ни одной ноты не убрано. Театр подошел к музыке великого реформатора очень бережно.