Нужно ли смеяться в трудные времена


(справа) Александр Гайдаржи — Драматург, з. а. России Владимир Воробьев — Цензор в спектакле «Академия смеха».

Театр «Линии» представил публике премьеру по пьесе современного японского драматурга Коки Митани (в переводе Дмитрия Лебедева) «Академия смеха». Постановщик спектакля, режиссер Герман Греков предупредил зрителей, что играют постановку два состава актеров. И, по сути, это два разных спектакля.

Делать постановку с двумя актерами — задача сложная: сложней разве что моноспектакль, когда актер один должен удерживать внимание зрителя. А что касается двух исполнителей, то их отношения должны быть выстроены в развитии (что драматург, конечно же, предусмотрел, а режиссер, дай Бог, услышал) и должны быть интересны зрителям.

То, что сюжет, предложенный Коки Митани, сегодняшнему зрителю интересен, сомнению не подлежит: такое впечатление, что пьеса написана, если не сегодня, то вчера вечером. Действие происходит в Японии в 40-х годах ХХ века. На приеме у цензора — автор со своей новой комедией, которую предполагается поставить в театре с названием «Академия смеха».

И все бы ничего, но цензор напрочь лишен чувства юмора, к тому же переведен на занимаемую им сейчас должность, по его словам, с поста «надсмотрщика за рабочим движением» (по сути жандарма). Он совсем не понимает, зачем веселить народ в трудные времена.

Роль цензора играет заслуженный артист России Владимир Воробьев, хорошо знакомый публике по ролям в Молодежном театре. В этой постановке поначалу он предстает в виде «полностью замороженной» личности, которая, однако, полностью уверена в своей правоте. Лицо актера неподвижно, интонации поучительны: говоря с Драматургом, он общается с ним словно с неразумным ребенком. И если Автор (его играет артист Александр Гайдаржи) поначалу искренне пытается объяснить своему визави, зачем людям театр, а нем — комедия, то потом он решается на любые абсурдные переделки пьесы, лишь бы она была разрешена к постановке.

И — странное дело: исправления, которые, мягко говоря, на голову не наденешь, постепенно делают цензора фактически соавтором заново рождающейся пьесы. Режиссер (поначалу герои одеты в белое (Автор) и черное (Цензор) даже надевает на персонажей костюмы театра Кабуки (автор костюмов — Карина Иванова), и те разыгрывают очередную поправленную сцену в традициях этого театра.

Более того, отношения между цензором и драматургом перетекают в какую-то иную плоскость в финале. Не будем раскрывать весь сюжет, но эта щемящая, почти нежная нота, возникшая в отношениях двух людей, заставляет думать, что творчество все-таки берет вверх над всем остальным. Правда, иногда поздно…

На наших сценах так мало сегодня спектаклей, которые заставляют не просто смеяться над шутками интеллектуального порядка, но думать, что за ними стоит, примеряя ситуации на себя и свое время. «Академия смеха» — один из таких немногих.

Яндекс.Метрика