Как в фольклоре сохраняются семейные традиции
Этномарофон «Роль национальных танцев и народного фольклора в сохранении семейных традиций и ценностей народов России» закончился заседанием круглого стола. В прошедшей дискуссии и марафоне приняли участие 16 фольклорных коллективов Ростовской области, Краснодара и ДНР.
Понтийские танцы для всех
А начался сам марафон серией мастер-классов по самобытным танцам греков Понта, которые провел хореограф Моисей Хазаридис (Фессалоники, Греция). Причем в мастер-классах приняли участие руководители не только греческих ансамблей, но и казачьего, армянского, белорусского, а также ростовского ансамбля «Круговые танцы народов мира».
Встреча проходила в ДГТУ, где, по словам Мелины Леоновой, исполнительного директора культурно-просветительского общества донских и приазовских греков «Танаис», вскоре будет открыт один из центров греческой культуры Ростова-на-Дону.
Сам Моисей Хазаридис, открывая заседание круглого стола, сказал, что был рад «встретить людей с открытым сердцем» и хочет приехать в Россию снова.
На голове кика — значит замужем
Традиции народного костюма складывались веками, потому в них нашли свое отражение и социальные аспекты его носителей. Так, Виктория Крицкая рассказала, из чего сложился костюм молодой замужней казачки Нижнего Дона, в который она была одета. Верхнее приталенное платье называется «кубелек» и напоминает татарское платье. Под кубелек надевается рубаха и шаровары (тоже влияние Востока). Обязателен пояс с украшениями. На голове молодые замужние казачки носили кику — двурогую шапку с височными украшениями.
Танцуем парами
По словам председателя общественной организации «Местная национально-культурная автономия «Белорусы Зерноградского района» Аллы Ивахненко, в белорусских народных песнях и танцах всегда воспевается крестьянская доля. В самой республике 40 разных регионов, их жители носят разные костюмы с разными орнаментами, которые несут разные смыслы. Особенность белорусских танцев — практически все они исполняются парами.
В зверином стиле
В Азовском музее-заповеднике открылась художественно-археологическая выставка «Скифы и сарматы». На ней представлены реконструкции костюмов этих народов, населяющих Северное Причерноморье и Приазовье в VI веке до н. э. — IV век н. э. «Чтобы их создать, была проделана большая исследовательская работа», — рассказала член Союза художников России Юлия Лиховид, под руководством которой студентами РХУ имени М.Б.Грекова была создана эта одежда. В распоряжении исследователей оказаилсь лишь ее остатки, найденные археологами в захоронениях. И, тем не менее, творческий подход к теме сделал свое дело: вся одежда выполнена из натуральных тканей, отделка костюмов создана в знаменитом «зверином стиле».
Греческая свадьба
В разговоре за круглым столом присутствовали представители греческих фольклорных ансамблей из Донецкой народной республики, которых взяла под свое покровительство Федеральная национально-культурная автономия греков России. Константин Хайтулов (народный ансамбль греческой песни-танца «ПАНАИР», Донецк) не только рассказал историю греков Приазовья, но и продемонстрировал видеозапись танца гостей, которые собираются на греческую свадьбу. Муж и жена приходят парами. И жена несет корзину с угощением для молодых (бахчу), которым может стать запеченная курица, фрукты и так далее.
Участники школы традиционных армянских танцев «ВААГН» рассказали о том, как вековые традиции сохранились не только в традиционных обрядах, но и в костюмах и танцах. Достаточно было вспомнить, как плечом к плечу мужчины и женщины этой школы танцевали боевой танец на фестивале хлеба осенью в Зеленом театре.
После круглого стола ростовские греки для гостей из других регионов провели экскурсию «Ростов-интернациональный».
Мероприятия прошли при поддержке ФНКА греков России, регионального отделения «Союз женщин России», ректората ДГТУ, регионального отделения «Ассамблея народов России».