Скоро наушники снимать будет необязательно

Студенты Инженерно-технологической академии ЮФУ помогут РЖД обеспечить безопасность на железнодорожных путях. Об этом рассказал возглавляющий научную команду студентов четверокурсник кафедры автоматического управления Института радиотехнических систем и управления Вадим Кошенский.

Команда и проблема

Капитаном команды Вадим Игоревич стал не зря: помимо учебы он еще работает техником-проектировщиком Передовой инженерной школы «Инженерия киберплатформ» ЮФУ. В самом институте, рассказывает Вадим, работает Центр проектной деятельности, на базе которого студенты выполняют различные проекты. Существует ряд проектных тем, которые наиболее актуальны на данный момент. Их предлагают партнеры, которые работают с институтом. Так от Северо-Кавказской железной дороги поступил запрос на создание системы для повышения безопасности на железнодорожных переходах: речь о подавлении беспроводной связи для инфраструктуры РЖД.

Многие, наверно, наблюдали, в основном, молодых людей в наушниках (да еще и в капюшонах, заслоняющих обзор), которые переходят рельсы, ничего не видя и не слыша вокруг. На переходах даже надпись на асфальте появилась: «Сними наушники», которая, судя по запросу РЖД, не всегда работает. Так что проект с самого начала был социальным, то есть, направленным на безопасность людей.

Постановка задачи

Команда для выполнения такой задачи набиралась с разных курсов, даже с первого, из студентов с разными компетенциями для взгляда на проект с разных сторон. Сначала была разработана общая концепция системы, определены ее составные элементы. Сама концепция состоит в следующем: установка расположится у железнодорожного перехода. Человека, подходящего к нему в bluetooth-наушниках, определтт система с помощью управляющего микроконтроллера: он имеет возможность сканировать эфир беспроводных сетей вокруг себя. В радиусе действия установки у него есть возможность установить наличие bluetooth-сигнала. Есть и видеокамеры, которые позволяют определить, находится ли пешеход в зоне действия установки, то есть, приближается ли он к железнодорожному переходу. То есть, два устройства как бы страхуют друг друга.

На основе этих данных подается управляющий сигнал, и включается подавитель беспроводных частот. Связь между bluetooth-наушниками и телефоном прерывается. Камеры при этом контролируют поведение человека — как он ведет себя в данной ситуации: слышит ли он то, что происходит вокруг, доносятся ли до него звуки приближающегося поезда, светошумовой сигнализации.

— На первых этапах нам очень важно собрать эту поведенческую статистику, — рассказывает Вадим.
После того, как человек минует переход и выходит из зоны действия установки, связь наушников и телефона восстановится.

Защита

Железнодорожные переходы индивидуальны: есть те, где рядом находится шоссе, есть те, что находятся среди городской застройки. Установку очень легко приспособить к любой ситуации.
Система защищена от воздействий внешней среды, уверяет Вадим: это и температурный режим, и влажность. Все комплектующие помещаются в отдельный корпус, который тоже имеет свою степень защиты.

Подразумевается, что разработанная студентами система будет «питаться» энергией от линий электропередач энергосистемы РЖД. Система не оказывает влияния на кардиостимуляторы, слуховые аппараты и тому подобные жизненно-важные устройства.

Остается добавить, что научным руководителем проекта является доцент кафедры систем автоматического управления ИРТСУ ЮФУ Юрий Заргарян.

Читайте также...

Яндекс.Метрика