Цифровая среда «публички»

Тот, кто давно не был в донских библиотеках, даже представить не может, какие чудеса нынче благодаря современным технологиям там творятся. Разумеется, главные перемены произошли во флагмане библиотечного дела на Дону — Донской государственной публичной библиотеке. С этими чудесами автор этих строк и приглашает познакомиться своих читателей.

Формуляр, но электронный

Начинается путь читателя к книге в ДГПБ с отдела регистрации, где на него заводят электронный формуляр. Он будет хранить историю визитов в библиотеку каждого, кто его имеет: формуляр фиксирует, чем интересуется читатель, сколько времени читает и так далее. Фиксируются и совершенные нарушения…

Но главная функция библиотеки — выдача книг. Но среди единиц хранения есть не только книги, но и периодические издания и другие документы. Например, в фонде Центра книжного культурного наследия (в обиходе называемый просто отделом редких книг) хранятся листовки отдела Добровольческой армии ОСВАГ (осведомительного агентства, в переводе на современный язык — пропагандистского ведомства).

Оцифрованы, то есть, переведены в электронные файлы, пока не все документы фонда (а их более пяти млн). Но, тем не менее, работает электронный каталог. И наш «Виргилий», Желябовская Анна Васильевна, замдиректора ДГПБ по развитию, обещает продемонстрировать, как он работает.

В электронный каталог читатель может попасть, зайдя на сайт библиотеки. Открыв страничку электронного каталога и найдя нужную книгу (новые поступления здесь представлены обложками), стоит обратить внимание на окошко «Заказ документа»: если оно «горит», это означает, что данный экземпляр — не на руках. Фиксируем код читательского билета и отмечаем, что хотим взять книгу на дом. Можно отметить и кафедру, где выдадут книгу, если читатель захочет познакомиться с ней в читальном зале.

Удобно для читателя

Но есть такое замечательное устройство, которое называется постамат (отечественная разработка): оно предназначено для тех, кто будет читать книгу дома, но желает забрать ее не с кафедры абонемента в момент поступления ее туда, а когда ему будет удобно. Тут же при выборе книги в электронном каталоге читатель указывает и свой электронный адрес, куда сотрудник библиотеки направляет сообщение о том, что заказ выполнен.

Работа с постаматом

Книжный постамат мало чем отличается от тех постаматов, которыми люди пользуются в магазинах. Но там человеку присылался код, с помощью которого можно открыть ячейку. Для книжного постамата ключ — читательский билет (здесь тоже читателю отправляется электронное письмо с сообщением, что книга в его ячейке). Он, пока работающий в тестовом режиме, будет стоять в фойе библиотеки, а потом отправится в дверной проем. Тогда читатели смогут им воспользоваться в любое время — то есть, независимо от часов работы библиотеки брать книги на дом и сдавать их, когда удобно.

Обслужи себя сам

Станция самообслуживания в отделе искусств в ДГПБ

В отделе искусств библиотеки можно выбрать книгу с полки (а здесь по-настоящему роскошный выбор книг по искусству!) и самостоятельно ее на себя оформить перед прочтением, а потом и сдать. Для этого в отделе расположен терминал самообслуживания: на самом деле их в ДГПБ уже несколько.

Анна Васильевна берет в руки книгу и сама себе ее выдает таким образом: активируется читательский билет, затем книга укладывается в окошко терминала, который ее тут же «считывает». После этого нажимается кнопка «готово». И книга за данным читателем записана, что фиксируется в личном кабинете. Данный терминал работает, опознавая радиочастотные идентификаторы, которыми отмечен каждый документ — в нашем случае книга.

Тот самый идентификатор

Отметка книги идентификаторами выполняет в ДГПБ две функции: информационную, которая связывает книгу с электронным каталогом, и охраняет данный документ. Если такая метка наклеена, а выдача документа не санкционирована, человек с ним выйти не сможет. Выход из библиотеки только через «ворота», которые сразу же подадут соответствующий знак. На абонементе, где происходит выдача книги на дом, метка дезактивируется и читатель спокойно покинет здание библиотеки.

Сдать книгу с помощью терминала еще проще: даже не нужен для этого читательский билет. Книга кладется в окошко устройства, нажимается кнопка «возврат», а потом книга отправляется в корзину, которая стоит рядом.

Центр обработки данных

На серверах библиотеки хранится сводный каталог всех электронных каталогов муниципальных библиотек Ростовской области. ДГПБ подписана также на многие другие электронные ресурсы, которая также хранится здесь — на 15 физических серверах и около 30 виртуальных серверах. Общий объем электронного хранилища — около 15 Тб. В этой же комнате находятся система питания центра, система охлаждения, система пожаротушения: в случае срабатывания пожарной сигнализации автоматически включается подача инертного газа. И пожар гасится в самом его начале. Та же система работает в книгохранилище. Словом, ситуация, когда не так давно пожаром была уничтожена библиотека Института общественных наук РАН, нашей «публичке» не грозит.

От бумажного носителя к цифровому

Первые издания из своих фондов ДГПБ оцифровала в 2004 году. Тех сканеров, которые есть в распоряжении библиотекарей сегодня, еще не было. Они сами настроили фотоаппарат, сами сделали монтажный стол. Первая оцифровка шла не столько для пользователей, сколько для сохранения редких изданий, о чем попросили реставраторы.

Сегодня это плановая работа: ежегодно сектор оцифровки переводит в электронный вид более 150 тысяч страниц. Таким образом, Донская электронная библиотека ежегодно пополняется 4, 5 тыс. документами. Оцифровываются документы из других библиотек области, музеев и архивов с тем, чтобы пользователь мог познакомиться с интересующими его документами в любое время. С гордостью рассказывает Анна Желябовская о том, что оцифрованы все периодические издания, выходившие на территории Ростовской области в1941-45 годах. Сегодня в Донской электронной библиотеке более 100 тысяч документов.

Сканер. который так долго ждали

Последнее приобретение библиотеки — сканер, позволяющей работать с широкоформатными документами, который позволяет оцифровывать газеты. Эта мечта библиотекарей — российского производства. Сканер появился в библиотеке благодаря государственной программе Ростовской области, поддерживающей модернизацию библиотек. Работает на нем сотрудник библиотеки Ирина Поповян, которая на наших глазах выводит на экран разворот старой газеты формата D2, который потом конвертируется в формат PDF.

Сканер для микрофильмов

А рядом с чудо-сканером (настоящим электронным «комбайном!) стоит сканер другой — для микрофильмов. Этими пленками, на которые с помощью определенной технологии записывалась съемка тех же газетных полос, ранее пользовались читатели. Этот сканер не только сохраняет цифровую форму кадров микрофильмов, но и позволяет их распечатать.

Информационный киоск в ДГПБ

Есть в библиотеке и электронный читальный зал, и информационные киоски. На втором и третьем этажах ДГПБ расположен читальный зал с электронными рабочими местами, с которых можно воспользоваться ресурсами, на которые библиотека подписана. На третьем этаже находится виртуальный читальный зал — региональный центр доступа к электронной Президентской библиотеке.

Человеку, имеющему читательский билет, выдается пароль, и он может пользоваться библиотекой такого ресурса, как Литрес. Как известно, это ресурс частный, потому ДГПБ платит за его использование. Средства распределены по месяцам, но желающих так много, что несколько первых дней месяца — и сумма исчерпана. Тут, как говорится, клювом не щелкай!…

Региональный центр доступа к электронной Президентской библиотеке

Все читательские места в библиотеке оборудованы так, чтобы пользователь, пришедший в библиотеку со своим ноутбуком, смог его подключить к сети и работать. В библиотеке — бесплатный Wi-Fi, сегодня неотъемлемый элемент комфорта читателей.

Появится вскоре в библиотеке и то, что называют «умной полкой», на которой происходит автоматическое списание документа. Она предназначена для кафедры выдачи литературы.

Единый читательский

Читательский билет ДГПБ — а это сегодня пластиковая карта — библиотекари электронным не называют. «С полным правом можно будет так называть наш читательский билет, когда появится соответствующее приложение, над чем сейчас идет работа», — рассказывает Анна Васильевна. То есть, полное электронное обслуживание появится тогда, когда случится симбиоз электронного формуляра, читательского билета и приложения. Читатель будет видеть, что у него на руках, когда нужно эту книгу сдать и, возможно, рекомендательные моменты: скажем, информация о том, что пришла новинка по теме, интересующей владельца приложения.

Минцифры Ростовской области инициирует проект, который называется «Единый читательский билет». Этот билет будет привязан к единой карте жителя Ростовской области.

В Ростовской централизованной библиотечной системе, сегодня включающей 43 библиотеки, есть единый электронный билет, позволяющий посещать все эти филиалы. В ДГПБ сейчас работают над тем, чтобы объединить базы всех библиотек, находящихся на территории донской столицы: тогда с единым читательским билетом житель Ростова-на-Дону сможет посещать любую библиотеку, находящуюся на его территории. —

— А тогда, — заканчивает свою экскурсию Анна Желябовская, — можно уже и двинуться в область.

Информационный экран в холле библиотеки

Читайте также...

Яндекс.Метрика