… И вхожу я в III тысячелетье

Реповидный горшок

То, что донская земля богата археологическими памятниками, никому доказывать не надо. Вот и очередные раскопки говорят о том, что донские степи были местом кочевий многочисленных народов, которые оставили после себя такие сооружения, как курганы. Об исследовании очередной их группы автор этих строк побеседовал с археологом Евгением Козюменко, работавшего в составе группы ООО «Ростовская археологическая экспедиция».

Неслучайность

Находится группа курганов под названием «Самбек-4» по правой стороне — если ехать в сторону Таганрога по трассе М 23 — там начинается спуск в Самбекскую долину. Располагается сегодня здесь маслоцех. Место бойкое, так что его хозяева решили расширить производство. Им понадобились стройплощадки. Когда начались хлопоты по поводу разрешения на строительство, выяснилось, что на этой территории находится памятник культурного наследия. А, как известно, все археологические памятники в России — памятники значения федерального. А, стало быть, в обязательном порядке должны быть исследованы перед своим разрушением

В одном кургане до сотни захоронений

Курганы — это могильники кочевников. Когда люди живут оседло, они ушедших в мир иной рядышком и хоронят. А у кочевников, которые все время передвигаются, привязки к местности нет — есть только места захоронения общих предков. Причем — всех, всех поголовно, но с разными почестями, с разными ритуалами хоронили в курганах. При этом либо насыпали курган над могилой покойника, либо подзахоранивали в уже существующие. Поэтому в одном кургане можно найти более сотни захоронений самых разных эпох.

В первом кургане мы раскопали два погребения, рассказывает Евгений Владимирович, во втором кургане — 10. Все они без исключения относятся к одной и той же эпохе — эпохе средней бронзы. Использование бронзы (сплава олова, сурьмой или мышьяком) способствовало появлению новых видов хозяйства, расширению торговых связей степных кочевников с металлургическими центрами на Кавказе, а позже — на Урале..

А что касается захоронений в курганной группе Самбек-4, то все они относятся к катакомбной культуре.

Подземный дом

Степная катакомбная культура — кочевническая. Она была распространена практически на всей степной территории Европы — от степей Молдавии до Казахстана. У разных по устройству своих обществ кочевников была единая общность — то, как они устраивали могилы своих усопших. Вырывалась вертикальная яма, на дне сбоку устраивалась подземная камера, катакомба, куда укладывался усопший. Вход в нее заделывался либо камнем, либо деревом, либо в худшем случае камышом. Смысл появления катакомбы в том, что человеку устраивался подземный дом.

Но что добавили раскопки этих курганов к нашим знаниям о катакомбной культуре?

Гиганты

Как они выглядели, мы знаем со слов антропологов. Строение черепа у захороненных здесь людей вполне индоевропейское. И представители этих племен были очень крупными людьми. Для захороненных мужчин рост в 195-200 см был нормой. Словом, в погребениях найдены очень крупные мощные скелеты.
Они гоняли стада овец. Из-за чего и получился у них кочевой образ жизни. Овцу нельзя держать на месте, она вытаптывает своими копытцами все, что не успела съесть. А ест она траву, вырывая ее с корнем. Потому и нужно искать новые пастбища.

Кочевники, чьи предки упокоились в курганах на Самбеке, подружились еще и с быком. Это означало, что в их рацион добавилось коровье молоко, а также началось использование тягловой силы: быка стали запрягать в повозку. У катакомбников появляется колесо.

Разные горшки — разные времена

Кубок (донецкая культура)

Обнаруженные в одном из погребений реповидные горшки говорит о принадлежности покойника к маныческой катакомбной культуре, которая тяготеет к северокавказской катакомбной культуре. Два погребения найдены в первом кургане и 10 — во втором. Они одного и того же приблизительно пласта. Но погребения второго кургана принадлежат донецкой катакомбной культуре. Речь о тех племенах, большинство которых концентрируются в районе Северского Донца: это поближе к Луганску.

Практически обряд тот же самый, но вариативность большая и в формах камеры, и в формах входа. И посуда отличается достаточно сильно.

Дело в том, что племена этих культур кочевали на разных территориях, так что встретить их захоронения рядом было удивительно. Оказывается, между ними не было огромного разрыва. А считалось, что «развитой маныч» существовала ранее, нежели развитой «донецк». Горшки манычской культуры — с налепными валиками, сделанными в полевых условиях вручную, а посуда донецкой культуры разукрашена орнаментами, отпечатанными веревочной тесьмой.

Дети

Второй курган порадовал детскими погребениями. Чем эти погребения интересны? Детей сопровождали в загробный мир со всеми их игрушками: обнауржены в большом количестве игральные кости «альчики»

Первые останки принадлежат явно девочке: в ногах у нее бронзовые бусины. Видимо, ими был расшит подол платья. Есть и набор отполированных костяных колец, нарезанных из трубчатой кости. Рядом горшки донецкой катакомбной культуры.

Обнаружилась в этом кургане и некая темная матовая субстанция — видимо, бывшая органика. Есть предположение, что это смола дерева. А положили ее в погребение — есть такой вариант! — в качестве любимой… жвачки ребенка.

Почва расскажет

По словам Галины Нестерук, кандидата географических наук, научного сотрудника лаборатории палеографии ЮНЦ РАН, она сотрудничает с археологами постоянно.

В их раскопках — палеопочвы, которые ей интересны. Палеопочвы находятся под курганами, под древними городищами. То есть, это почва, не тронутая с тех времен, когда здесь жили люди 3-5 тысяч лет тому назад.Она законсервировалась, сохранила свои свойства, которые были у нее в те времена до нашей эры.

По образцам, взятых около поселка Самбек, мы будем исследовать эту почву и создадим палеореконструкцию, говорит Галина, которая поможет определить, каков был климат в те давние годы. Может быть, там будут и остатки пыльцы, тогда найдется дело и для палеоботаников.

Читайте также...

Яндекс.Метрика