Что ищет на рынке труда «поколение Z»

Общие тенденции трудоустройства молодых сотрудников на первую работу представлены в совместном исследовании президентской платформы «Россия — страна возможностей» в рамках карьерного проекта «Профразвитие» и стаффиноговой группы ANCOR. Выводы основаны на онлайн опросе почти тысячи HR-специалистов, занятых в подборе персонала в различных сферах — от промышленности, строительства и сельского хозяйства, до сферы услуг, торговли и IТ.

Поколение, рожденное в нулевых (его назыают «поколение альфа»), выходит на рынок труда и меняет сложившиеся правила найма сотрудников, подтверждают специалисты HR-отрасли. Основная особенность — в том, что они, в отличие от предшественников, не боятся остаться без работы, меньше сфокусированы на карьерном росте и склонны «искать себя». Эти особенности поколения — вторая по распространенности причина отказа работодателей принимать на работу молодых сотрудников (30% по данным опроса). Первая — слишком высокие зарплатные ожидания для специалиста без опыта работы (с этим столкнулись 47% HR).

Однако сложившийся на рынке труда кадровый голод вынуждает организации и компании искать плюсы в том, чтобы трудоустраивать зумеров — 35% респондентов исследования отмечают, что основная причина найма молодежи — нехватка персонала. 78% опрошенных также находят плюсы в том, что получают возможность «вырастить» нужного специалиста с нуля.

Основным инструментом привлечения молодежи остается приглашение на практику — им пользуются 69% опрошенных представителей работодателей. 35% участвуют в ярмарках вакансий, а еще 35% проводят оплачиваемые стажировки.

На вопрос, каким критериям должен соответствовать молодой специалист без опыта работы, чтобы претендовать на трудоустройство, российские HR отвечают, что ценят умение обучаться, высокую мотивацию и ответственность. Профильное образование, наличие профессиональных навыков, средний балл в учебе и личностные компетенции также играют важную роль. При этом 49% компаний не обращают внимание, какой университет окончил молодой специалист. Однако большая часть опрошенных (51%) отмечают, что вуз имеет значение (и речь идет не только о профильных специальностях). В пятку лидеров российских вузов по мнению опрошенных работодателей вошли НИУ ВШЭ, МГУ, Президентская академия, МГТУ и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Озвучили работодатели и ошибки, которые юные кандидаты совершают при трудоустройстве: чрезмерная уверенность в своих силах, опоздания на встречи и собеседования, неграмотно составленное резюме, непонимание вакансии и требований, низкий уровень владения универсальными навыками (soft skills), отсутствие знаний о компании, неопрятный внешний вид, неуверенность в себе, неспособность справиться с волнением и страхом, неуместное поведение.

По данным исследования президентской платформы «Россия — страна возможностей» и ANCOR самым популярным источником поиска молодых кадров называют сайты поиска работы — их используют 58% респондентов. Компании также активно сотрудничают с образовательными учреждениями — 55%. Примечательно, что еще 55% считают знакомства и «сарафанное радио» важным источником привлечения молодых сотрудников. Чуть менее активно HR используют соцсети и мессенджеры (49%), собственные сайты (40%), государственные сервисы (22%) и кадровые агентства (18%).

Яндекс.Метрика