Башмет неугомонный
В Ростове-на-Дону проходит Первый Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Таков подарок маэстро своей малой родине, хотя в собственный юбилей принято как-то наоборот. Инициатива великого музыканта о проведении фестиваля была поддержана правительством и губернатором Ростовской области.
Программа фестиваля оказалась воистину роскошной. По словам маэстро, подбор произведений для концертов должен был быть ярким и занять внимание слушателей. Но, как говорится, без зауми. Среди авторов уже исполненных произведений — Джоаккино Россини, Иоганнес Брамс, Гектор Берлиоз и другие. Концерт для скрипки с оркестром вместе с руководимым маэстро государственным оркестром «Новая Россия» исполнила японская скрипачка Маю Кишима. Выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» состоятся 19 сентября — на третий день фестиваля.
Но и на этом, как выяснилось, подарки малой родине не закончились. На открытии фестиваля Юрий Абрамович объявил о появлении в Ростове-на-Дону образовательного центра его имени. Он открылся в рамках фестиваля на базе колледжа при Ростовской консерватории. Всего таких центров в стране будет четыре: помимо Ростова — в Екатеринбурге, Казани и Новосибирске. Но начнется все именно в Ростове. Это означает, что сюда будут приезжать известные музыканты и преподаватели (от перечисленных имен любая голова могла закружиться!) и помогать расти юным талантам. С созданием образовательных центров система подготовки юных музыкантов, появившаяся при поддержке маэстро, выходит на новый уровень — и начинается это в Ростове-на-Дону вместе с фестивалем, в первый же день которого японская скрипачка Маю Кишима дала свой мастер-класс.
Пообщался великий музыкант и с прессой, продемонстрировав при этом изрядное чувство юмора. Вопрос автора этих строк — какие черты ростовского мальчишки помогали ему бороться за права альта среди других музыкальных инструментов? — он назвал интересным и ответил так:
— Ростовчане — люди харизматичные, одним словом, южане. Приехав из так называемой провинции в Московскую консерваторию, я столкнулся с весьма сдержанным к себе отношением москвичей, так как они считали, что они, видите ли, москвичи, а остальные… Но Рихтер родился в Житомире, Ростропович — в Баку, Третьяков — в Сибири, Спиваков — в Уфе. И первые премии на международных конкурсах получали далеко не всегда москвичи. Здесь, наверно, сказываются наши огромные пространства, на которых, проходя через многое, до финала, то есть, до Москвы доходят лучшие «головы». Когда я поступал в консерваторию, я уже знал многих, поскольку победил во Всеукраинском конкурсе в Киеве. У меня в Москве после консерватории не было прописки и работы. Но я отказался от предложенной квартиры в центре Москвы, так как должен был при этом стать концертмейстером группы альтов в оркестре. Я быстро понял, что все мои амбиции на этом закончатся.
Далее маэстро поведал, как долго «пробивал» свой первый сольный концерт. Интересно, что к нынешнему дню специально для альтиста Башмета современные композиторы сочли за честь написать более 50 концертов, из которых он успел исполнить не все. Среди авторов этих концертов — уже ушедший Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Гия Канчели и многие другие.