Электронный дневник в казачьей школе

Ничто так не изменило современную донскую школу, как использование компьютерных и информационных технологий. Показалось любопытным собрать вместе информацию об этих переменах и «нарисовать картину дня».

В Ростовской области выделены 550 базовых школ (здесь обучаются около 80 процентов всех учеников), которые решено сделать ресурсными центрами. В 2013 году закончится их оснащение цифровыми лабораториями естественно-научного цикла, мобильными компьютерными классами и интерактивным оборудованием для организации межпредметного компьютерного класса на основной и старшей ступенях обучения.
100 процентов школ области обеспечены широкополосным доступом в Интернет.
На организацию дистанционного образования одаренных детей в 2013 году предусмотрены 13 250,7 тысяч рублей областного бюджета.

В междисциплинарном компьютерном классе

В междисциплинарном компьютерном классе

Тот самый — электронный

Самое, пожалуй, решительное отличие нынешней школы от школы, где учились родители даже нынешних первоклассников — электронные дневники. Они есть и в Ленинской казачьей школе Белокалитвинского района. Работает эта схема так: учитель на уроке заносит оценку знаний ученика на сайт «Дневник.ру», а родитель в режиме реального времени может увидеть, как оценен труд его ребенка. А поскольку Интернет — в каждом кабинете, то можно отследить успеваемость ученика в течение всего учебного дня.

Такая возможность появилась с сентября 2012 года и в Кривянской общеобразовательной школе № 73 имени Валентина Лаврика Октябрьского (сельского) района. Родители довольны, хотя есть некий минус: не все дома имеют доступ в Сеть. Но они могут прийти в школу и поинтересоваться здесь отметками своего чада. «И ребята, — считает преподаватель математики Татьяна Николаевна, — в связи с этим, стали более серьезно подходить к учебе». Стоит упомянуть о том, что параллельно идет заполнение журнала — как электронной, так и бумажной его версии.

Как сообщили в министерстве общего и профессионального образования области, в течение этого учебного года (пока идет определение, с каким программным продуктом школы, еще не перешедшие на эту форму, будут работать) на ведение электронных дневников перейдут все общеобразовательные учебные заведения Дона.

Для малокомплектных

В 2012 году 60 школ получили оборудование для организации обучения с использованием дистанционных технологий, 63 получат его в этом году. Оно поставлено и для малокомплектных школ, и для школ, которым требуется углубленное изучение выбранного предмета, а преподавателей соответствующего уровня нет. Потому уроки по этому предмету теперь будут вести педагоги из базовых школ в дистанционном режиме.

И одаренные — не без внимания

Как известно, в Ростовской области создан региональный организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей. В 2012 — 2013 учебном году преподаватели ростовских вузов, а также лицея «Классический» и гимназии «Юридическая» занимались с ребятами по 19 предметам. В Центре разработаны 38 программ повышенной сложности.

Для общения с учениками преподаватели использовали, в том числе, и такую форму, как виртуальный класс. Она позволяет подростку одновременно общаться с преподавателем и с ребятами из других районов области в режиме реального времени.

Дети и ноутбукКоличество ребят, проходящих обучение в Центре — около двух тысяч. Юлии Шировой из поселка Шолоховский Белокалитвинского района предложение заниматься в Центре пришло SMS-кой-после того, как она стала призером областной олимпиады. Но, в основном, предлагают ребятам связаться с Центром учителя-предметники: они-то знают, кто в состоянии «взять на грудь» дополнительную нагрузку по предмету.

Включены в жизнь

Продолжается учеба в дистанционном режиме детей с ограниченными возможностями. По данным санаторной школы-интерната № 28 Ростова-на-Дону, на базе которой ведется это обучение, с 1 сентября 2013 года приступили к занятиям более 500 детей-инвалидов. А в Октябрьском (сельском) районе (здесь обучаются таких 12 детей), по словам заведующей отделом образования Елены Табаровец, на базе гимназии № 20 будет создан районный центр дистанционного образования детей-инвалидов. Уже получено оборудование, и в этом учебном году дети перейдут на обучение в этот центр.

Более того, добавила Елена Владимировна, многие учителя в районе повышают свою квалификацию в ИППК и ПРО также при помощи дистанционных технологий, и она сама — не исключение.

На связи — юные техники

Используются дистанционные технологии и в системе дополнительного образования, хотя кто назвал ту сферу, в которой фактически происходит выбор подростком будущей профессии, так неловко?! По словам педагога Областного центра технического творчества Вардои Григорян, здесь работает областная заочная школа «Дети. Техника. Творчество». Установленное оборудование позволяет по Интернету связываться с теми муниципалитетами области, где еще нет кружков и станций детского технического творчества. На такой связи у этой школы — около 300 человек. Уже в течение трех лет занятия здесь идут так: педагог разъясняет подросткам (формируется группа в 10–12 человек) теорию и дают практическое задание. На уроке через неделю ученики демонстрируют то, что они сделали. При этом они могут и до занятия общаться с педагогом on-line, получая у него консультации. Ведь смысл в том, говорит Вардои, чтобы развить практические навыки и разбудить инженерное мышление, которое поможет потом в любой сфере деятельности.

… и юные предприниматели

Выяснив, что в расписании обычной школы не хватает места для такого курса, как «Основы ведения предпринимательской деятельности», банк Центр-Инвест при поддержке Ростовского института повышения квалификации работников образования развернул занятия в рамках курса в Интернете. «Ребята слушают курс лекций по 12 темам, — рассказывает Роман Петренко, директор Информационного комплекса ООО „Центр-Интернет“, — выполняют задания, составляя бизнес-планы. Прошли этот курс уже около 300 школьников, получив при этом электронные сертификаты».

Учитель-Интернет-ученик

А если вернуться к Ленинской казачьей школе, то там каждый учитель имеет свой сайт, куда выставляет не только задания, но и интересную информацию для учеников. Так поступает заслуженный учитель России Галина Сушкова, разработавшая программу «Культура Дона» на немецком языке и получившая на нее в Сети от коллег восторженные отзывы. «Нашла в Интернете интересный конкурс, — рассказывает Галина Ефимовна, — и информацию о нем поместила на сайте. Ребята уже до начала нового учебного года ответили, будут участвовать или нет».

х х

Все это говорит о том, что школа сегодня — совсем не та, что была еще 10–15 лет назад. Информационные технологии очень ее изменили. Впрочем, только ли ее?!…