Ах, этот шумный «Маскарад»!..
В Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького — премьера спектакля по пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад». Его начинала ставить безвременно ушедшая народная артистка России Жанна Виноградова, закончил работу над спектаклем заслуженный артист России Никита Ширяев.
«Маскарад» — пьеса мистическая. Что хорошо почувствовал художник-постановщик Владимир Лунник. На сцене в темноте светит огромная люстра со свечами, горящими каким-то неземным синим цветом. Опустившись в финале на сцену, свечи окажутся погребальными и замкнут в свой круг безвинно погибшую Нину (Кристина Гаврюкова), над которой будет безутешно рыдать уже теряющий разум Арбенин (заслуженный артист России Сергей Власов). Появляющиеся полуциркульные окна очертят то пространство в котором чета Арбениных выясняет отношения. В таком же полуциркульном окне, как в клетке, будет читать свой монолог баронесса Штраль (Юлия Борисова), женщина, обуреваемая страстями, но вынужденная скрывать их под маской. Даже когда князь Звездич (Вячеслав Огир) сорвет с нее маску, она каким-то непостижимым образом вновь окажется на ее лице.
Словом, художником на сцене создана та среда, которую и предполагает театр мистический. Но, к сожалению, в игре исполнителей данное обстоятельство не прослеживается. «Пьеска-то — в стихах!» — говорится в известном театральном анекдоте. А вот что такое поэтический театр, где именно ритм этого самого стиха и диктует многое, если — не все, в этом театре уже практически забыли. А у режиссера, который фактически спасал спектакль, то ли времени не было обратить внимание на «такие мелочи», то ли он вообще не брал во внимание это обстоятельство.
Главная фигура и стержень спектакля, конечно же, Арбенин в исполнении Сергея Власова. Он получился фигурой мощной, трагической. А вот Нина, увы, ему не под стать. Выбор исполнительницы просто непонятен. Да и играть ангела во плоти попросту трудно: им просто необходимо быть. И этих «ангелов» в массовке бегало сколько угодно, а Нина предстала перед публикой весьма взрослой светской женщиной.
И, тем не менее, театр демонстрирует изрядную устойчивость после потери художественного руководителя, выдав премьеру такого спектакля. Как говорится, удачи на этом пути.