Что удалось ввести в региональный закон об образовании, а за что продолжим бороться
О принятом во втором чтении региональном законе «Об образовании в Ростовской области» рассказала председатель комитета по образованию, науке, культуре, информационной политике, связям с общественными объединениями Валентина Маринова.
— На протяжении нескольких последних месяцев шла активная работа экспертного сообщества над доработкой этого законопроекта, — подчеркнула Валентина Лаврентьевна. — Было проведено шесть заседаний рабочей группы, рассмотрено более 80 замечаний и предложений, подготовлены свыше 30 поправок. Закон на самом деле касается многих жителей Ростовской области.
Закон регулирует те отношения в сфере образования, которые являются региональными полномочия. Федеральный закон № 273, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, охватил практически все уровни образования, так как образования — прерогатива государственного управления. В нем прописан уровень оплаты труда педагога: его средняя зарплата должна быть равна средней зарплате в регионе, и это правило для регионов всей страны. Федеральные стандарты будут действовать на всей территории РФ с тем, чтобы любой человек мог пользоваться конституционными гарантиями на получение качественного образования.
В региональном законе об образовании, прежде всего, подтверждены некоторые положения прежнего закона. Например, компенсация родительской платы за детский сад (20 процентов на первого ребенка, 50 — на второго, 70 — на третьего). Оставлена льгота при проезде на ж\д транспорте, при этом она распространена и на учащихся негосударственных образовательных учреждений.
В законе впервые появились статьи, регулирующие инновационную деятельность в сфере донского образования и финансовое обеспечение негосударственных образовательных организаций (так теперь называются образовательные учреждения). То есть, финансирование всех расходов как государственных, так и негосударственных образовательных организаций на оплату труда педагогов и приобретение учебников, на обеспечение условий образовательного процесса (за исключение вопроса содержания помещений и оплаты услуг ЖКХ) с 1 января 2014 года идет из областного бюджета.
С 1 января 2014 года дошкольное и дополнительное образование также становятся полномочиями субъекта федерации. То есть, у области появится возможность выравнивать ситуацию с оплатой труда, с условиями образования и воспитания в детсадах и тех же школах искусств.
Впервые четко установлен порядок оплаты педработников, участвующих в организации и приеме ЕГЭ.
Предусмотрены также особенности получения образования как детьми с выдающимися способностями, так и детьми с ограниченными возможностями (речь идет и об их профессиональной подготовке).
Кроме того, законодательно закрепляется ежегодное представление в Законодательное собрание Ростовской области отчета о состоянии и перспективах развития образования в Ростовской области.
Валентина Маринова особо отметила, что при подготовке нового закона об образовании большое значение было уделено закреплению региональных особенностей донского образования:
— Мы первыми в России обозначили понятие малокомплектной школы и еще в 2009 году утвердили для них особый механизм финансирования. В новом законе мы расширили это понятие: приравняли к ним те сельские образовательные учреждения, которые не попадают в эту категорию по количеству учащихся в целом, но имеют в своем составе малокомплектные классы.
Что депутаты ЗСРО собираются при первой возможности ввести в этот закон, так это, прежде всего, норму, связанную с поддержкой молодых педагогов.
В законе прописана возможность семейного образования: те, кто воспитывается дома, а не в детском саду, изучает школьную программу в домашних условиях, имеют право на бесплатные консультации, методологическое и диагностическое обеспечение процесса.
Эту возможность стоит прописать более подробно, считает председатель комитета — как и возможность дополнительного профобразования педагогов, ее финансовую сторону.
Волнует Валентину Маринову и вопрос питания в муниципальных школах. Есть станицы и хутора, где по нет комбинатов детского питания, и потому разговора об аутсорсинге, прописанном в федеральном законе, быть не может. Потому возможность работы школьной столовой также нужно прописать в законе.
Есть и вопрос об общем образовании в системе исполнения наказаний. Но как это организовать на территории колонии или тюрьмы? А это уже — тема для законодательной инициативы в Государственную Думу РФ. Словом, работы с новым законом еще много.