Чудеса безопасности или На что способен отечественный производитель

Во исполнение Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р«, приказом ректором РГУПС от 10 января 2012 года № 2ОС, в вузе создан Центр транспортной безопасности, предотвращения и защиты от ЧС на транспорте, позже переименованный в Учебный центр по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Экскурсию по Центру для автора этих строк провел старший преподаватель факультета военного обучения Владимир Кабанов.

Начал свой рассказ Владимир Евгеньевич с того, что свою образовательную деятельность Центр проводит на основе лицензии на право ведения образовательной деятельности от 10 мая 2011 года № 1225 и Положения 1.4 к ней на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам повышения квалификации транспортной безопасности. Словом, на самом что ни на есть законном основании. Длиться само обучение может от 72 до 500 часов.

— У нас проходят обучение как представители железной дороги, так и автодора, — продолжил свой рассказ Кабанов. — Правительством РФ в рамках Комплексной программы были выделены 35 миллионов рублей на приобретение оборудования для Центра. Часть его находится в классах. Стационарное оборудование разместили в машинном зале энергетического факультета. Там находится стационарная установка для просвечивания человека — это в том случае, если «рамка» продолжает звенеть, когда при человеке уже ничего не осталось из его вещей. Там же находится стационарный металлодетектор, который имеет четыре зоны досмотра и показывает, где конкретно на человеке находится металл. А в данном классе мы проводим занятия по повышению квалификации сотрудников, специализирующихся на транспортной безопасности. С ноября 2012 года, когда начались занятия, у нас побывали специалисты практически всего Северного Кавказа. Это железнодорожники и представители автодора.

— Чему же вы их обучаете?

— Посмотрите на этот аппарат, что он вам напоминает?

— Он похож на детектор лжи…

Полиграф для ведения специальных психофизиологических исследований

— Это и есть детектор лжи, то есть, полиграф. Этот видеокомплекс представляет собой приспособление для ведения специальных психофизиологических исследований и используется на занятиях. Одна из тем, по которой проходят занятия — особенности кадровой политики по недопущению лиц, которые не имеют право заниматься транспортной безопасностью. В этих целях используется полиграф — вместо того, чтобы посылать много-много запросов по инстанциям о прошлом претендента, выдает нам всю правду о нем через два часа работы. У нас есть и его переносной вариант, для подключения которого достаточно точки с напряжением в 220 вольт. А возможен и такой вариант работы: я с человеком беседую в этой комнате, а в соседней — сидит психолог и в реальном времени следит за его жестами, мимикой, словами, делая свои заключения.
У нас есть программа, по которой мы готовим досмотровиков и тех, кто занимается осуществлением профайлинга. Главная задача таких специалистов — выявление террористов. Те, разумеется, стремятся проникнуть на транспорт, ничем себя не выдав. Но наблюдательный профайлер может вывести их на чистую воду.

— А вы-то сами где учились этим премудростям?

— Я закончил Московский институт комплексной безопасности по программе «информационная и правовая безопасность на основе методов психофизических исследований с использованием полиграфа». При этом учреждении работает Национальная школа детекции лжи, где меня учили высококвалифицированные специалисты. Так вот мои учителя рассказывали, что во время боевых действий в Чеченской республике они проводили обследования людей переносным полиграфом в обычной палатке, в которую от дизеля подавалось напряжение.

Вместе с Владимиром Евгеньевичем мы проходим в лабораторию «Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа».

— Знакомьтесь, — говорит Кабанов. — Старший преподаватель факультета военного обучения Александр Кривонос.

— Вы видите компьютерный класс, — продолжает рассказ Кабанова Александр Владимирович, — с учебным местом оператора зоны досмотра. Справа в углу у нас — монитор, а условная зона досмотра находится в коридоре. И оператор может исследовать поведение людей, когда, считается, они не знают, что за ними наблюдают. Словом, ситуация — как на любом вокзале. И согласно этим наблюдениям можно определить, кто и для какой цели сюда прибыл.

Следующий класс — класс технического вооружения.

— Нас встречает у входа установка для определения радиационной опасности, — показывает на стойки у фрамуги двери Кривонос. — Они стоят везде — на вокзалах и в аэропортах. Если человек несет с собой радиоактивные вещества, срабатывает световая и звуковая сигнализация. И в это время у оператора на мониторе высвечивается время, дата и снимок нарушителя, которого по изображению можно найти сразу.

Следующий на очереди  класс — лаборатория «Инженерно-технические средства обеспечения транспортной безопасности».

Комплекс взрывной безопасности

Мы подходим к некоему трубообразному сооружению «Это комплекс взрывной безопасности, — объясняет Кривонос. — Основная его часть — цилиндр, в который может помещаться на хранение потенциально взрывоопасные предметы. Рассчитан он на безопасный взрыв 1,5 килограмма вещества в тротиловом эквиваленте без нарушения оболочки».

— Заметьте, — говорит при этом Владимир Кабанов, — все оборудование — в рабочем состоянии.

Идем дальше. В другом углу находится устройство для защиты саперов. «Это взрывозащитный щит, при нем — снаряжение сапера (шлем, куртка и манипулятор с разными насадками)- объясняет Кривонос. — Щит способен выдержать взрыв пяти килограммов вещества в тротиловом эквиваленте. При этом сапер может работать и без собаки, которая чует опасные вещи. У нас есть для определения взрывчатых веществ модуль досмотра. Установка дорогая, но она имеется на вокзалах и опять же разработка отечественная. Здесь определяется не только вид вещества, но и его количество.
Если другой прибор — ОМ 2М — может только «поймать» пары взрывчатого вещества, не различая его вида, то модуль делают всю работу.

Далее Кривонос демонстрирует переносную рентгенотелевизионные установки — «Шелест» и «Норка». Они — для просвечивания вещей для определения, к примеру, наличия металла. Есть в этом классе и миниатюрный летательный аппарат. Он предназначен для проведения быстрой разведки со съемкой местности, поднимаясь на высоту до 500 метров. В воздухе он может продержаться до 30 минут.

— И такое тоже есть на вооружении служб безопасности?!

— Конечно! — отвечают преподаватели хором, и мы идем дальше.

— А чтобы с зеркалами не ходить, заглядывая под днища автомобилей, у нас есть вот такая «удочка» для досмотра транспортных средств, — Александр Владимирович накручивает на длинную трубку (которая оказывается складной) гибкий наконечник. — Он гнется под нужным вам углом, на конце здесь находится камера, и вы можете осмотреть любую полость автомобиля.

"Удочка" для досмотра транспортных средств

— Все, что вы видите в третьем по счету классе — это отечественные разработки, — еще раз подчеркивает Кабанов. — Здесь нет ничего импортного.

Есть в распоряжении Центра и макет ограждения транспортного объекта в два пролета с калиткой, оборудованный средствами безопасности. Они чувствительны к сейсмическому воздействию и вибрации: скажем, кто-то пытается перелезть через забор. Тогда и срабатывает такое устройство, как «Газон-21» (в верхней части ограждения), а «Газон-3» делает то же самое, охраняя нижнюю его часть. Принцип работы этих устройств основан на том, что магнитное поле при попадании в него некоего предмета, меняет свои характеристики. При этом срабатывает датчик и на экран идет сигнал.

— В Центре уже обучены в центре более 100 человек — уточняет Владимир Кабанов. — Теперь всем премудростям безопасности можно обучиться, не выезжая из Ростова-на-Дону.

Другая часть работы Центра — проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и оказание помощи в составлении плана мероприятий по транспортной безопасности.

Марина Дергунова представлена автору этих строк как опытный специалист в делах безопасности.

— После того, как объекту транспортной инфраструктуры присвоена категория, необходимо провести оценку его уязвимости, — рассказывает Марина. — Наш Центр получил свидетельство о праве проведения оценки уязвимости на ж\д транспорте. С конца прошлого года мы этим и занимаемся. К нынешнему дню мы имеем четыре договора на проведение оценки, один уже, считайте, выполнен — проведена оценка уязвимости ж\д вокзала на станции Батайск.

— Вы оценили уязвимость объекта, что дальше делает ваш заказчик?

— На основании нашей оценки им составляется план транспортной безопасности, где прописаны необходимые меры с тем, чтобы там не случались акты незаконного вмешательства, ЧС и так далее.

— Представьте себе, — продолжает уточнять параметры этой работы Кабанов. — мы исследуем меньше 150 метров ж\д пути, а сам документ включает в себя более 300 печатных страниц.

— ?!

— Сюда включаются все возможные данные по этому объекту и перечень всех возможных актов незаконного вмешательства в его работу с изложением рекомендаций по их предотвращению.

— Ну, чудеса! — только и остается воскликнуть, посмотрев на все те устройства, которые находятся в Центре и призваны обеспечить нашу безопасность на транспорте.

— Не чудеса, а реальные вещи, — ставит точки над «i» Кабанов. — Мы просто делаем необходимую работу.

Справка.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель — защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано выделить более 46 миллиардов рублей.

Яндекс.Метрика