http://birzha-sro.ru/ допуск сро строителей вступить в сро строителей.

Екатерина II не была благодетельницей армян!

Приазовский край, 1917, № 83, 31 марта
Григорий Чалхушьян. Красивые легенды

Красивые легенды слагаются поэтами, бардами, певцами, переходят в народ из века в век. И часто потомки благодаря этим легендам окружают особенным ореалом славы и величия те или иные исторические фигуры – царей и деспотов, каким, например, был Александр Третий, которого представляют в роли миротворца, благодетеля России…

Все это пришло мне в голову, когда я узнал, что памятник Екатерине Второй снят со своего пьедестала. И я безумно хохотал, к удивлению моего собеседника, который ожидал протеста с моей стороны.

Да, к сожалению, многие армяне считают, что она была нашей благодетельницей. Для меня же ясно, что не место ей на площади — спиной к собору и с лживой, лицемерной надписью: «От благодарных армян».
Пора эту прекрасную легенду забыть: Екатерина не была благодетельницей армян.

Заметьте — Нахичеван был основан за два года до присоединения Крыма к России (этот факт не смогли подтвердить или опровергнуть местные краеведы, и тут придется поверить на слово Григорию Христофоровичу, гораздо более осведомленного в истории своего народа, чем его потомки). Крымское ханство было уже обессилено. Тем не менее, Екатерина послала эмиссаров в Крым убеждать армян переселиться в Россию.

Армяне отказывались. У них в Крыму было все — земля, сады, синее море и лазурное небо.
Тогда щедро награжденные эмиссары стали распространять злостные слухи, что татары собираются вырезать армян и таким образом обманом выманили их с полуострова.

Здесь, в России, им дали те же привилегии, которыми они пользовались в Крыму, и дали столько земли, сколько у них было в Крыму. Но земля была невозделанная, и начинать все приходилось сызнова.

Немудрено, что армяне стали массами стали убегать от своей благодетельницы в Крым. В Ростовском музее есть интересные документы — переписка князя Потемкина, который требует представления списка бежавших, примерного наказания их и водворения их обратно в Нахичеван.

Да, тоска у переселенцев была страшная. Они желали вернуться к себе на родину, но «благодетельница» Екатерина желала опекать их и облагодетельствовать непременно…

Но я хохотал по другой причине. Я припомнил этого помазанника божьего — Александра Третьего, который сам верил, что, кажется, от Бога дана ему власть.
Так вот, когда Александру Третьему представили на утверждение проект памятника, он посмотрел глубокомысленно и вычеркнул два слова: рядом с русскими словами «Благодарные армяне» стояла надпись армянская — перевод этих слов.

Александр сказал величественно: «Памятник Екатерине ставится на веки вечные, когда не останется и письмен армянских, так что на памятнике государыне нет места армянским надписям…»

Это было 25 лет назад — в расцвете самодержавия, когда, казалось, все живое и свободное сгнило в тюрьмах и тундрах…

Теперь этого памятника нет. Он в участке, и я не только не жалею об этом. Я получил большое нравственное удовлетворение.

Григорий Христофорович Чалхушьян (1861-1931) — армянский общественный деятель, историк, журналист и юрист. На протяжении многих лет являлся активным деятелем армянской общины Нор-Нахичевана. Автор «Красной книги», первого документа, повествующего о турецком геноциде армянского народа.