Олимпийское качество обучения

Студенты РГСУ в Сочи

На недавно прошедших в Ростове-на-Дону семинарах с участием представителей Минобрнауки РФ, много говорилось о практикоориентированности обучения в вузе. Уже не один раз доводилось убедиться, что ростовские вузы давно выстроили свои учебные процессы в тесной связи с практикой. Очередной такой пример — кафедра организации перевозок и дорожного движения дорожно-транспортного института Ростовского строительного госуниверситета.

— Самое главное то, что наши студенты выходят готовыми применять все полученные знания на практике, — рассказывает заведующий кафедрой, профессор, доктор технических наук Владимир Зырянов. — Потому их с удовольствием принимают на работу проектные организации.

— У нас, — утверждает профессор Зырянов, — самое современное программное обеспечение, которого пока не имеет ни один вуз России. Студенты не только работают с этими современными программными продуктами моделирования, но и имеют самую современную информацию об этих процессах.

Потому-то сейчас 22 студента кафедры находятся в Сочи — и работают не волонтерами, а на инженерных должностях.

Кафедра участвовала в разработке схемы организации движения в Сочи на первом этапе в 2007 году. И сейчас ее студенты трудятся в транспортном Олимпийском центре, управляя движением олимпийского транспорта: они контролируют нахождение транспортных объектов, выполнение ими графиков движения. И будут работать там до конца марта. Ребята получают зарплату, им оплачивают проживание, и у многих первая запись в трудовых книжках будет значиться так: инженер транспортно-логистического центра транспортной дирекции Олимпийских Игр.

Таких студентов, которые работают на инженерных должностях, причем круглосуточно, в Сочи больше нет! И это, согласитесь, факт признания качества обучения на кафедре организации перевозок и дорожного движения дорожно-транспортного института РГСУ.

Но и это еще не все! Четыре университета из России (а это РГСУ в лице нашей кафедры), Швейцарии, Германии и ЮАР организовали для своих студентов work-shop (буквально мастерская, а, по сути, закрепление на практике полученных знаний). Речь идет о совместной работе над проблемами, которые просят на практике разрешить муниципалитеты. Выяснилось, что все знают про умение наших студентов моделировать, и именно эту часть работы россиянам и поручают.

Проводится work-shop примерно в течение 10 дней раз в год поочередно в каждой из стран. Состав делегаций — семь человек от университета. Речь идет не только о лучших студентах, но и о знании языка, поскольку рабочий язык таких встреч — английский.

В итоге проходит презентация готового проекта представителям мэрии, жителям и журналистам. Причем выступить должен каждый студент, рассказывая о своей работе.

Этому опыту уже восемь лет. В Германии шла работа в старинном городе Мюнстер. Мэрия города попросила сделать проект транспортной реконструкции его части с узкими улочками. И наработанный студентами материал вошел в систему совершенствования организации движении, которая была воплощена в жизнь.

В 2012-м работа workshop проходил в Швейцарии, где также работали над схемой организации движения в небольшом городке, через который идет дорога из Берна на один из главных горнолыжных курортов. В «высокий сезон» ситуация на дорогах складывалась сложная. Министерство транспорта кантона попросило «разрулить» ситуацию. Предложения студентов были учтены.

В 2013 году международная группа студентов приехала в студенческий город Стелленбош рядом с Кейптауном. Там также шла работа над схемой организации движения. В мае этого году workshop принимает Дортмунд, мэрия которого уже выдала задание. А в 2015 году worlshop состоится в Ростове-на-Дону. В донской столице такие встречи уже проходили два раза. В последний раз доклад о сделанной работе состоялся в городской администрации и был посвящен подготовке транспортной системы Ростова к чемпионату мира по футболу 2018 года. Опыт швейцарцев и немцев здесь оказался очень полезен, поскольку они имели большой опыт в проведении таких мероприятий.

— Думаю, что в 2015 году эта работа будет продолжена, — заверил профессор Владимир Зырянов.