Бесарион Месхи: «Без созидательного труда на производстве развитие страны не состоится»

Кадры в эпоху постиндустриального общества по-прежнему решают все. Как сегодня в Ростовской области готовят специалистов с высшим профессиональным образованием, беседа с председателем Совета ректоров Ростовской области, ректором Донского государственного технического университета,  профессором Бесарионом Месхи.

— Если ли в нашей области центр, который координирует подготовку кадров с интересами работодателей? Если — нет, то что делается для его появления?

— Наши вузы работают в контакте и с правительством области, и с работодателями, это факт. И вузовское сообщество сегодня является членом Союза работодателей Ростовской области. У нас подписаны соглашения и договора с предприятиями. Мы работаем в контакте с минтруда области, и три-четыре раза в год проводим ярмарки вакансий.

Но сегодня знать, кто и в каком количестве необходим производству, сложно, поскольку экономика у нас не плановая. Некоторые заводы вдруг набирают скорость в своем развитии, и образуется дефицит специалистов. А ведь за год-два их подготовить нельзя. В этом случае приходится вместе проводить переподготовку кадров или доучивать тех, кто востребован на производстве. Но ДГТУ имеет прочные контакты с крупнейшими предприятиями области, которые заинтересованы в получении специалистов. После второго-третьего курса наши студенты уже знают, где они будут работать.

Вузы региона намерены внедрять новые механизмы и технологии управления, в результате применения которых выпускники гарантировано будут получать работу после окончания учебы. В частности, речь идет о создании корпоративных кафедр для интеграции науки и производства. Уже действует 71 такая кафедра на базе восьми вузов.

— Стоит вопрос и о качестве подготовки выпускника, его заточенности на работу в условиях реальной экономики, которая меняется быстро, а база знаний зачастую отстает.

— Мне кажется, что работодатели здесь иногда завышают планку требований. Когда нам говорят, что мы выпускаем «не тех», я не согласен. Мы готовим специалистов системно, учим их работать с литературой, учим ставить задачи, прививаем молодому инженеру навыки руководителя. Но он не может, выйдя из стен вуза, знать все. Заметьте, на малых предприятиях никто не говорит, что мы прислали плохих специалистов. Их сразу пытаются адаптировать к тому рабочему месту, где они будут работать.

Если честно, из школы мы тоже получаем не самых лучших абитуриентов. Мы даже вводим в сентябре на две-три недели адаптивный курс для поступивших. Так что есть много факторов, которые влияют на уровень знаний выпускников.

— Одна из главных проблем сегодня такова: вузы и ссузы готовят людей невостребованных профессий. Так происходит зачастую из-за конфликта запроса на специалистов со стороны государства и запроса на образование со стороны семьи. Что поможет разрешить эту проблему?

— Я считаю, что рынок должен диктовать запрос на образование. А что такое рынок, как не заработная плата, рабочие места на предприятиях, социальный пакет и гарантия, что выбранное предприятие будет работать завтра?! И родители, и школьники должны об этом думать: куда поступать и как после окончания вуза жить. Ребята сегодня грамотные. И они видят: правительство России и правительство области продвигают востребованность инженерных кадров, переключая интересы людей именно в эту плоскость. В итоге мы имеем за три-четыре последних года конкурс на инженерные специальности. Хороших юристов и экономистов также должно быть много. Но без созидательного труда на производстве развитие страны не состоится.

— Но вот другая проблема, озвученная на заседании общественного совета при донском минпроме: дело не в том, что не поступают учиться на инженеров, а в том, что, окончив вуз, специалисты уезжают в другие страны и регионы в поисках лучшей доли.

— Если бы нашему инженеру сразу платили бы подъемные, давали кредит на квартиру, кредит на повышение квалификации!.. Остановить отток специалистов можно, заинтересовав их предлагаемыми условиями жизни здесь. Мы, ректоры, думаем над тем, как задержать специалиста в вузе. Так же должны поступать и руководители производств.

Наш вуз получил письмо генерального директора Ростсельмаш Мальцева, где предлагается общими усилиями оснастить два факультета новой техникой. Это комбайны, тракторы, оборудование для обучения студентов. Мы хотим, чтобы наши специалисты шли работать на Ростсельмаш. И так должно быть везде.

В Ростовской области государственные вузы и их филиалы в 2014 году выпустили 14048 человек. Из них по специальности «Экономика и управление» — 3508 человек (25 процентов), «гуманитарные науки» — 1266 человек (девять процентов), «образование и педагогика» -1086 человек (7, 7 процентов), «строительство и архитектура» — 951 (6, 8 процента), «транспортные средства» — 925 (6, 6 процента). Трудоустроены 9486 человек (67, 5 процента). Продолжили обучение 2606 человек (18, 6 процента). Призваны в армию 1409 выпускников-мужчин (10 процентов). В отпуске по уходу за ребенком находятся 256 выпускниц (2,1 процента). Пока не определился с работой 291 человек (2, 1 процента).

Все выпускники Ростовского госмедуниверситета и Ростовской консерватории сразу приступили к работе. Стопроцентное трудоустройство у тех, кто получил высшее образование по такой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, как «Естественные науки», «Здравоохранение», «Информационная безопасность», «Морская техника».

Прогноз с трудоустройством специалистов-выпускников вузов на 2015-й год — до пяти процентов нетрудоустроенных. Это связано с особенностью грядущего года — одновременным выпуском бакалавров и последнего потока специалистов.