Каким быть высшему образованию завтра?

Замминистра образования и науки РФ Александр Климов

О среднесрочных перспективах развития высшего профессионального образования рассказал собравшемся ректорам 70 вузов юга России на заседании их Совета замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

По его словам, с 2015 года распределение контрольных цифр приема на конкурсной основе по укрупненным группам специальностей даст возможность вузам выстраивать стратегию подготовки кадров для муниципалитетов.

Не забыто и среднее профессиональное образования: будет разработана политика его развития с поддержкой соответствующих муниципальных программ.

В 2015 году правила приема в вузы изменятся. Это коснется и правил приема в магистратуру, при приеме в бакалавриат большое значение будут иметь индивидуальные достижения абитуриента. Обо всех изменениях выпускники школ узнают не позднее 1 октября 2014 года.

При мониторинге эффективности работы вузов много нареканий вызывал пункт, касающийся трудоустройства выпускников. «В ходе мониторинга мы пользуемся базой Минтруда», — заявил Александр Климов, призвав вузы вводить свои данные в информационную систему этого министерства. В самом мониторинге появится еще один показатель — количество «остепененных» преподавателей на 100 студентов.

Замминистра напомнил всем ректорам о существовании программы «Глобальное образование», предполагающей поддержку обучения талантливых студентов в лучших зарубежных вузах. Предполагается, что таких студентов будет не менее 500, список вузов вскоре будет опубликован. Александр Климов призвал российские вузы отправлять своих студентов на учебу в лучшие мировые вузы с тем, чтобы вернувшись, они смогли укрепить свои альма матер.

В российском Минобре идет разработка программ педагогического образования, подготовки кадров для ВПК, программы «Кадры для регионов» (речь идет о подготовке кадров для конкретных предприятий). В эту работу министерство предлагает активно включиться и ректорам.

Выступившие ректоры также назвали проблемы, которые им видятся первоочередными. Так, Виктор Садовничий, президент Союза ректоров РФ и ректор МГУ, говорил о положительном отношении к мониторингу эффективности работы вузов, заявив, что вузовское сообщество также хочет избавиться от псевдообразовательных учреждений. Виктора Антоновича волнует и наличие полноценных научных исследований в вузах, но более всего он озабочен отсутствие мобильности студентов в ходе образовательного процесса. Речь идет о том, что разные курсы студент должен бы проходить в разных вузах. «Однако мы столкнулись с тем, — говорил Садовничий, — что Москва и Санкт-Петербург превратились в «пылесосы талантов». Потому нужно разработать соответствующие договора, юридически закрепляющие такой обмен. Они же предполагают и обмен научными идеями. Стране также необходима своя мощная система дистанционного обучения, которую просто обязаны создать, объединившись, российские университеты. И, наконец, пора сделать свой рейтинг вузов и только тогда «оглядываться» на другие мировые рейтинги.

Ректор ЮФУ Марина Боровская заявила о необходимости выстраивания отношений с будущими студентами еще во время их учебы в школе. И дело не в том, чтобы послать студента на обучение в зарубежный вуз, дело в том, как вернуть его оттуда. Интеграция, по словам Марины Александровны, должна идти не только между вузами, но и вузов с промышленными корпорациями. Это сотрудничество — основа нового качества высшего профессионального образования, при этом сетевая форма является инструментом вовлечения партнеров вузов в процесс обучения. От открытости и прозрачности вузовского сообщества и зависит его признание, считает ректор ЮФУ, у
специалистов.