Развитие туризма начинается с определения цели
Подкомитет по туризму комитета по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Законодательного собрания Ростовской области разрабатывает региональный закон, посвященный туризму. О том, каковы особенности его развития на Дону и почему возникла необходимость в появлении такого нормативного акта, автор этих строк беседует с возглавляющим подкомитет по туризму депутатом ЗСРО Сергеем Шамшурой.
— Что же сегодня представляет такая отрасль, как туризм, в Ростовской области вообще и в Ростове-на-Дону — в частности?
— К сожалению, туризм — это слабая сторона Ростовской области. Он не является приоритетной отраслью, потому, на мой взгляд, и внимание к туризму соответствующее — как к отрасли, которая не занимает большую долю в валовом региональном продукте.
— Сменился руководитель департамента, который ведает этой отраслью. Значит ли это, что пошли какие-то подвижки?
— Должно пройти какое-то время, чтобы это стало заметно. Но, как известно, все начинается с определения цели. Чтобы эту цель понять, откроем программу развития туризма в Ростовской области и увидим, что прирост потока туристов планируется в один процент в год. А что такое один процент? Это — на уровне погрешности.
Увеличение выручки предприятий туротрасли каждый год планируется, если мне память не изменяет, на четыре процента, что ниже инфляции. Вот и возникает вопрос — чего мы хотим?
Для сравнения откроем программу развития туризма в Санкт-Петербурге. За пять лет они рассчитывают в два с половиной раза увеличить турпоток, который там и так не маленький. Также запланировано, что в два с половиной раза увеличится выручка предприятий — с восьми до 20 миллиардов рублей. Сравнивая два региона и уровень поставленных задач, можно сделать вывод, который комментариев не требует. Еще раз повторю — все начинается с постановки цели: если мы хотим развивать туризм, необходимо перед собой ставить амбициозную задачу, например, через три года мы в три раза увеличим турпоток. Но желания ставить такую цель не заметно.
— Какие направления развития туризма, с вашей точки, перспективны для развития на Дону?
— Необходимо и в Ростове, и в области четко выделить те виды туризма, которые имеют наибольший потенциал роста и планомерно развивать их. А когда мы получим желаемые два-три миллиона туристов в год, мы сможем развивать другие, попутные виды туризма. В Ростов более 60 процентов туристов приезжают с деловыми целями. Это направление, прежде всего, нуждается в развитии.
Второе перспективное, как мне кажется, направление для Ростова и области — событийный туризм. Во Франции в аэропортах вам выдают календарь, где обозначены все фестивали и концерты. Возможно ли подобное сделать в Ростове? Да, если поставить такую цель.
— Кто этим должен заниматься? Правительство? Бизнес?
— Если взять Ростов, то это муниципалитет. В Германии все выставочные центры принадлежат муниципалитетам, которые вкладывают огромные деньги и во внешний вид этих центров, и в их оборудование. Статистика такова: вложенный один евро в такой центр дает городу семь евро прибыли, то есть, крупное мероприятие в таком центре может заставить приехать к ним много туристов, и город заработает на всем остальном. И у нас бизнес готов к этому подключиться, но для этого должны быть сформированы определенные правила игры.
Мы много лет говорим, что в Ростове должно появиться конгресс-бюро, которое будет участвовать в тендерах по проведению крупных мероприятий. Ведь для них важна не только структура одного центра, но и структура города. И презентует проект обычно город через свое конгресс-бюро, который показывает, что он достоин принять мероприятие. Такая структура в Ростове не создана, хотя бизнес к этому готов, но муниципалитету не хватает видения будущего.
— Каково участие Законодательного собрания области в этом процессе?
— Используя опыт других регионов, мы и разрабатываем закон о туризме в Ростовской области. Его задача — четко прописать те туристские приоритеты, которые у нас есть. На мой взгляд, стоит обратить внимание на реакреационный туризм с экстрим-направлением на побережье Азовского моря. Такой вид туризма здесь сформировался стихийно, но он уже известен по всей стране: сюда приезжают и питерцы, и москвичи кататься на волнах.
Взять бы правительству области все это под крыло и превратить в приморский курорт, обеспечив транспортную доступность, построив объекты инфраструктуры.
Второе — сформировать круг исторических и этнографических объектов Ростовской области, которые привлекут тех, кому это интересно — Старочеркасск, Танаис, та самая «Серебряная подкова», созданный некогда маршрут, развитие которого заглохло.
То есть, мы попытаемся прописать в законе те виды туризма, которые приоритетны.
Принятие закона, будем надеяться, притянет внимание к этой отрасли. Следующим этапом хотелось бы на заседании ЗС заслушать департамент инвестиций и предпринимательства по вопросу реализации программы развития туризма. И, может быть, тогда мы будем рекомендовать правительству принять новую программу с более высокими целевыми показателями.