Новые задачи российской школы

Автору этих строк посчастливилось побывать на Всероссийском образовательном форуме ОНФ в Пензе «Качественное образование во имя страны». Помимо пленарного заседания с выступлениями первого лица и многих интереснейших ораторов, большое впечатление произвело выступление Юрия Вячеславовича Громыко, директора Института опережающих исследований имени Е. Л. Шифферса (Москва), профессора, доктора психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Не догнать его после заседания круглого стола и не задать уточняющий вопрос, было просто невозможно.

— Вы говорили на дискуссионной площадке, посвященной формированию и воспитанию российской идентичности, о формирующейся мировоззренческой идеологии нового типа, и о том, что прививать ее подрастающему (и не только!) поколению нужно через новые формы. Какими вы их видите?

— Тот тип войны, который сейчас идет, связан с изменением идентичности. Если вы сможете сломать идентичность, вам не нужно захватывать территорию. Жители страны с радостью присягнут ее захватчикам.

Основной вопрос сегодня — это выработка персонализированного видения человеком своего места и назначения с точки зрения целей и традиций государства. Этот вопрос — самый острый хотя бы потому, что не работает нынче контрпропаганда. Киселевские программы слушать и смотреть невозможно, потому что это совершенно другой тип мышления. Новое мировоззрение требует личностного самоопределения.

Вообще ХХI век будет веком конкуренции здоровых сознаний и мировоззрений, и мы на эту прямую уже вышли. Если не включить в этот процесс школу, то наши дети не будут готовы отстаивать ценности нашей цивилизации (то, что она несет миру) в межцивилизационном диалоге, в межконфессиональном диалоге. Участие в последнем требует воспитания понимания ценностей другой религии (ведь все религии ведут к спасению).

Точно также в вопросах межэтнического взаимодействия важнейшим становится вопрос определения здоровой созидательной формы сотрудничества, предлагаемой другому партнеру, в основу которой, на мой взгляд, должна быть положена идея развития.

Ту же тему, только уже в сфере культуры продолжил, выступив на пленарном заседании форума, режиссер Станислав Говорухин, который заметил, что уже два поколения российских граждан перепрыгнули в век компьютеров, минуя век письменности.

— Сегодня наконец-то пришло осознание того, что случилась беда. Не могут неграмотные, темные граждане построить сильное, цивилизованное государство, — подчеркнул режиссер. По мнению Говорухина, образование и воспитание — это самая главная забота государства.

— И пока в России мы отмечаем дни рождения таких людей, как Александр Пушкин, Николай Гоголь и Михаил Лермонтов как национальный праздник (а пленарное заседание проходило в день 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича), Россию не задушить никакими санкциями — это ее духовный хребет, — подчеркнул любимый народом режиссер.