Нить Ариадны

Виталий Коробов, портрет Ариадны Александровой-Санамянц

Виталий Коробов, портрет Ариадны Александровой-Санамянц

Выставка работ ростовского скульптора Ариадны Александровой-Санамянц в Ростовском областном музее изобразительных искусств, посвященная 80-летия со дня ее рождения, вызвала много размышлений о том, что же все-таки после ухода человека остается людям.

Эту женщину немногие знали в лицо, но с ее работами знакомы многие жители области – и прежде всего, те, кто приезжает в донскую столицу поездом: она – автор горельефов на фасаде главного железнодорожного вокзала со стороны перрона. Керамические барельефы в здании аэропорта и у входа в детскую областную больницу, композиции из металла на фасадах детских садов «Чебурашка» и «Радуга», фонтан «Птицы» в Белой Калитве. Мозаика «Донская земля» в Новочеркасске, барельеф «Реквием» к памятнику «Мать Родина» и скульптурная композиция «На могилу дедушки» в Багаевском районе и многое другое – это все она, Ариадна Аркадьевна, человек удивительной судьбы, одна из немногих в России женщин, имеющих дело с монументальной скульптурой.

Она родилась в Санкт-Петербурге в семье художников. Гены были замечательные: ее дед, художник Николай Александров расписывал покои Зимнего дворца. И сегодня в Эрмитаже в комнате № 185 на втором этаже можно видеть его работу. Есть сведения, что он расписывал и покои принца Ольденбургского. Словом, мастер он был неплохой, за что и удостоился звания дворянина.

Сама же Ариадна училась у родителей, занимающихся иллюстрациями научных книг и учебников. Образование она получила в художественной школе при Академии художеств и Первом ленинградском художественном училище.

В Ростов вместе с мужем – военным хирургом она попала в начале 1950-х. Судьба истинного мастера всегда непроста. А если муж – военный, и жизнь связана с постоянными переездами? Где уж тут до поисков мастерской, перевозок начатых работ, библиотеки. творческого архива?! И, тем не менее, характер у Ариадны Аркадьевны позволял делать все это, а, попав на Дон, она полюбила этот край, его людей. Работала Ариадна Александрова-Санамянц, как уже сказано, и с монументальными формами, и в мелкой пластике, в керамике, стекле. Причем, как утверждают искусствоведы, в каждой работе она ставила перед собой и решала новые задачи, ища иные, чем прежде, пространственные и цветовые решения. Как говорит Валерий Рязанов, из ее квасников хочется пить, в ее вазах – держать букеты полевых цветов, фигурки ее коней (животное, особо любимое мастером) украсят и сегодня любой интерьер.

Недоброжелателей у художницы было более чем достаточно: один факт отнятия у нее уже на стадии моделей трех горельефов вокзального фасада и передачи их другим скульпторам чего стоит?! Однако кто сейчас вспомнит имена этих сальери?!… А работы юбилейной выставки Ариадны Аркадьевны расположены в зале, где висят полотна Коровина и Артемова, а также художников Ростово-Нахичеванской художественной школы. Тем самым сотрудники РОМИИ говорят посетителям музея, что ее творчество неотделимо от искусства ХХ века.

Да и сама она была личностью, привлекавшей своих коллег. Недаром ее сосед по мастерской, художник Виталий Коробов написал ее портрет, а Валерий Босаковский оставил нам ее скульптурное изображение. Так и уходят с этой выставки посетители, унося не только частичку того мира, в котором жила Ариадна, но и ее светлый образ.

Фото с выставки

Святитель Дмитрий Ростовский, работа скульптора Ариадны Александровой-Санамянц

Святитель Дмитрий Ростовский

На выставке скульптора Ариадны Александровой-Санамянц, фото Веры Волошиновой

На выставке скульптора

Читайте также...

Яндекс.Метрика