Не захочешь, а – женишься!

Спектакль театра им М Горького Женитьба, Ростов-на-Дону

Агафья Тихоновна и женихи

Ростовский академический театр драмы имени М.Горького представил публике премьеру спектакля по комедии Николая Гоголя «Женитьба». Такого блеска талантов на этой сцене не наблюдалось давно.

Поставил спектакль народный артист России, лауреат Государственных премий России Сергей Арцыбашев. В спектакле использована сценография народного художника России Олега Шейнциса. Ростовчане могут вспомнить, как свою «Женитьбу» привозил на очередной «Минифест» московский театр имени Маяковского. Но сказать, что данный спектакль есть повторение того, увиденного в 2008 году, язык не поворачивается — настолько разительно отличаются две постановки. Представленная москвичами постановка «Женитьбы» того же режиссера игралась не одно десятилетие и представляла собой настоящую «развалину». Да и сами популярные актеры, занятые в нем, похоже, это понимали, иначе не смотрели бы столь грустно и удивленно в зрительный зал, слушая аплодисменты.

Ростовский же спектакль, несмотря на повторение блистательных мизансцен (особенно интересно выглядели сцены у зеркала, превращающееся то в окно, то обратно в само себя), удивляет своей свежестью и азартом исполнителей. Кажется, что актеры сбросили с себя оковы и предстали перед публикой во всем блеске своих талантов. Предъявил свои способности характерного актера Артем Шкрабак, показав незадачливого Подколесина и полным «тюфяком», и лириком, и способным на решительные поступки, будь это хотя бы знаменитый «бросок» в окно.

Мелким бесом скачет по сцене Кочкарев в исполнении заслуженного артиста России Сергея Власова. У него и пластика этакого черта, на минуточку вылезшего из преисподни и строящего козни, словно мстя за неудавшуюся собственную личную жизнь.

А женихи-то, женихи-то каковы! Не довелось увидеть народного артиста РСФСР Игоря Богодуха в роли Яичницы. Но и заслуженный артист России Олег Ширшин весьма неплох (в спектакле два состава). Поневоле посочувствуешь этому чиновнику, у которого так обидно закончилась церемония сватовства. А у бедного Жевакина (заслуженный артист России Виталий Соколовский) это уже отказ 17-ой потенциальной невесты! Одиночество этого человека показано столь пронзительно, что сердце щемит после его прощального монолога. Также жалко и Анучкина (Андрей Тихонов), которого не спас от провала матримониальных планов и мундир и военная выправка. Судьбы всех незадачливых женихов явлены так убедительно, так ярко, что от души аплодируешь каждому из актеров, дождавшихся таких замечательных ролей.

Не убеждает только Агафья Тихоновна (Кристина Гаврюкова). В каждом эпизоде актриса играет какую-то новую роль, похоже, лишь изредка вспоминая указания режиссера.

В этом спектакле запоминаются и эпизодические роли. Чего стоит только Степан (Алексей Тимченко), на сцене показывающийся редко, но метко! Девицы-красавицы в сарафанах тоже хороши.

Вобщем, все в этом спектакле складно да ладно — найдена интонация у хора, тихий до ужаса (это в комедии-то, но как к месту!) финал, роскошные костюмы. Труппа «горьковцев» давно уже не видела режиссера, который бы все подогнал так точно, с актерами отработал так на совесть.

Какая, однако, хорошая разминка перед «Тихим Доном»! А кто его будет ставить на академической сцене — до сих пор загадка, точнее, интрига, которую театр и его художественный руководитель разыгрывают весьма умело.