Их все-таки купили!

На улицы Ростова-на-Дону вышли новенькие низкопольные автобусов. И все в них вроде бы на месте — даже выдвижной пандус для инвалидных колясок. Плохо только одно: это те самые автобусы, которые работают на дизельном топливе.

«Живой Ростов» писал об этой, тогда еще предполагаемой госзакупке, в ноябре 2014 года. Тогда активист рабочей группы «За честные закупки» Общероссийского народного фронта Денис Штанько рассказывал, почему необходимо было в рамках тендера обозначить использование в качестве топлива газ. На государственном уровне принята программа, согласно которой до 2020 года половина муниципальных автобусов должна работать на газомоторном топливе. Во исполнение этой программы в мае 2013 года Правительство РФ выпустило распоряжение, согласно которому к 2020 году уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах-миллионниках должен быть доведён до 50 процентов от общего количества единиц техники. А в городах и населённых пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек этот уровень обязан составить не менее 10 процентов.

Уже промолчим о том, что газ — топливо экологически чистое и в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года такая забота об окружающей среде была бы Ростову «к лицу». Кроме того, приобретение автобусов на природном газе позволила бы сэкономить бюджету до 150 млн рублей в рамках федеральной программы субсидирования. Сколько же детских садиков можно было отремонтировать на эти деньги?!…

И еще. Срок службы автобусов превышает те пять лет, которые остаются до указанного в постановлении Правительства РФ 2020 года. А это означает, что переделывать автобусы на использование газового топлива все-таки придется — и опять за счет бюджета. То есть, наших с вами денег.

Тогда, несмотря на все обращения активистов Народного фронта в органы исполнительной власти, к мнению фронтовиков при совершении этой госзакупки не прислушались. Ростовский УФАС подошел к рассмотрению вопроса с формальной стороны и не счел такую закупку противоречащей нормам и правилам. Главный «герой дня» г-н Санамов, генеральный директор МУП «Ростовпассажиртранс», с «фронтовиками» также не согласился. В качестве главного аргумента с его стороны прозвучало такое: Ростов-на-Дону не имеет достаточного количества газовых заправочных станций.

Однако председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков с г-ном Санамовым, судя по всему, не согласен, так как на встрече в правительстве Ростовской области заявил: «У компании 205 заправочных станций, но их загруженность — всего 18 процентов. Вы говорите, нет инфраструктуры? Так загрузите хотя бы эти». Более того — выяснилось, что компания к 2023 году намерена построить еще 12 автозаправочных комплексов и оснастить 27 действующих АЗС модулями для заправки автомобилей газомоторным топливом.

Понимая, что бюджетные деньги уже не вернуть, члены рабочей группы «За честные закупки» Общероссийского народного фронта поставили новую цель — не допустить подобного расточительства в будущем. Все эти аргументы были изложены активистами ОНФ губернатору Ростовской области Василию Голубеву. Он согласился с таким мнением и пообещал в самое ближайшее время дать соответствующие поручения.

А при выпуске на линии новых автобусов недавно сменивший прежнего главу администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань заявил:

— К 2020 году мы намерены перевести на газовое оборудование половину муниципального автобусного парка, а также построить около двух десятков газозаправочных станций. Это позволит экономить на топливе до 30 процентов средств, что, в свою очередь, даст возможность быстрее обновлять подвижной состав.

Кроме того, стало известно, что АТП «Ростовпассажиртранс» скоро будет оснащено сервисным оборудованием для обслуживания газомоторного транспорта. На эти цели в городском бюджете уже предусмотрены 18 млн рублей. То есть, ростовчанам уже недолго ждать, когда черные выхлопы проходящих мимо автобусов перестанут ухудшать и без того изрядно загрязненную городскую атмосферу.

— Мы до сих пор не понимаем, почему наши доводы не были услышаны сразу, — слова активиста проекта ОНФ «За честные закупки» Дениса Штанько подводят итог истории этой госзакупки. — То ли это был сговор с поставщиком, то ли чиновники в данном случае банально оказались неспособны принять грамотное управленческое решение.