Великодушный рыцарь искусства

Автопортрет. Кругликова. 1910 г.

Автопортрет. Елизавета Кругликова. 1910 г.

Так называется выставка, посвященная замечательному графику России Елизавете Сергеевне Кругликовой (1865–1941).

Ростовский областной музей изобразительного искусства решил отметить столь знаменательную дату выставкой-публикацией в залах музея. В РОМИИ находятся шесть работы мастера: живописная работа — «Автопортрет», четыре монотипии, один офорт. Все вместе работы выставляются в залах музея (Пушкинской, 115) впервые и дают возможность всесторонне оценить художественные достоинства произведений художницы.

Елизавета Кругликова — замечательная русская художница Серебряного века. Она родилась в Санкт-Петербурге 31 января 1865 году в семье потомственного военного. С 1890 по 1895 год она обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя, где ее преподавателями были известные художники-передвижники К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, С. А. Коровин, А. Е. Архипов. Закончив училище, Кругликова с 1895 по 1914 года жила в Париже, где училась в Академии Витте и Ф. Коларосси. С 1909 по 1914 она преподавала в академии «LaPallette» (курс «офорт»), с 1922 по 1929 год — графику в Академии художеств в Ленинграде. Елизавета Сергеевна скончалась в 1941 году и была похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Художница много работала самостоятельно, писала акварели, рисовала с натуры. Ее увлечения были самыми разнообразными — от импрессионизма до Гогена. Кругликова создавала произведения в самых разнообразных графических техниках. Особенно привлекали ее своими широкими художественными возможностями офорт и цветная акватинта. Она — мастер европейского уровня, одна из лучших специалистов в передаче природы в гравюре. Именно в Париже в своей мастерской на улице Буассона Елизавета Сергеевна изобрела свою уникальную технику эстампа — монотипию.

Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. «Mono» — один, «typos» -отпечаток. Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах. Эта техника подразумевает множество индивидуальных подтехник. Каждый художник по-своему использует этот единственный отпечаток. Монотипию называют «техникой божественного участия».

Три монотипии парижского периода и одна работа, выполненная 1934 году, из собрания Ростовского музея великолепно демонстрируют высокий технический и художественный уровень мастера. Техника монотипии позволила Кругликовой передать прелесть колористического богатства окружающего ее мира, к которому она так тяготела.

Перед Первой Мировой войной Елизавета Сергеевна покинула Париж и переехала в Петербург. После событий 1917 года Кругликова много преподает: сначала она профессор по классу офорта в Государственных трудовых мастерских декоративного искусства (Училище Штиглица), а с 1921 по 1929 годы — профессор кафедры офорта полиграфического факультета Академии художеств. В этот период помимо офорта и монотипии она много внимания уделяет силуэтному искусству, выводя его в самостоятельный жанр, расширяя круг тем, придавая ему подлинное равноправие с другими видами искусства.