И в конце жизни впасть, как в ересь, в абстрактный импрессионизм

Игра-на-балалайке-—-копия

Валентина Диффинэ-Кристи. Игра на балалайке. РОМИИ

В залах на Пушкинской Ростовского областного музея изобразительных искусств коллекционер Иван Хотинский представляет коллекцию 43 живописных работ московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи (1918–2010). С этой экспозицией стоит познакомиться хотя бы потому, что ростовские любители живописи это имя услышат, скорее всего, впервые.

Да что там музейная публика — для многих художников, искусствоведов ее живопись станет откровением. Ее творчество представляет собой редкий островок духовной свободы в эпоху заполонившего все и вся во второй половине ХХ века социалистического реализма. Но и так называемый «суровый стиль», родившийся в 1960-х, не стал для художницы родным. В результате долгих поисков к 1960-м она нашла свой неповторимый стиль — легкий и воздушный, как бы растворяющийся в фантастическом мираже и почти поглощающий предметные очертания.

И, тем не менее, художница не чуралась окружающей ее действительности, хотя традиционные жанры — портрет, пейзаж, натюрморт — приобретали в ее изображении особую пластику. На выставке представлен ее работа «Партизан». Это, скорее всего, не портрет, а впечатление мастера от человека, вынесшего не только тяготы войны: его огромные руки на переднем плане говорят и о той тяжелой работе, которая досталась их обладателю в послевоенные годы. Или взять ее небольшую работу «Завод». Странно думать, что это собрание ярких цветных пятен (опять же впечатление от цеха!) устроило худсовет какой-нибудь выставки на производственную тему. Но, уверял Иван Хотинский на открытии выставки в РОМИИ, и эта ее работа была представлена в свое время публике, хотя и «не в первых рядах».

Валентина Михайловна остро и точно чувствовала цвет окружающего мира — настолько остро, что в конце своего творческого пути пришла к тому, что на открытии выставки в РОМИИ замдиректора музея Антонина Нарыжная назвала тот стиль, к которому она пришла в итоге, «абстрактным импрессионизмом». И это достаточно точное название, потому что цвет настолько превалирует в полотнах Валентины Диффинэ-Кристи, что пейзаж или лицо человека просто растворяются во всполохах цвета, изображая, скорее всего, не предметы, а их души. Словно соглашаясь с этим, «в живописи не существует контуров», утверждала сама художница.

Имя этой художницы не стало хрестоматийным или широко известным, но без знания ее творчества, считает искусствовед Владимир Татаринов, наши знания о процессах, происходящих в российском и советском искусстве второй половины ХХ и начале ХХI века, были бы неполными.

Наверно, поэтому московский коллекционер и исследователь творчества Диффинэ-Кристи Иван Хотинский несколько лет назад пришел к идее показать ее произведения в музеях России. Теперь ее работы хранятся не только в Государственной Третьяковской галерее, но и в 46 художественных музеях страны.

Читайте также...