Не хочет ли барин жениться?!

Опера Мусоргского Женитьба в Ростовском музыкальном театре

Агафья Тихоновна (Мария Баннова) и Подколесин (Артур Ачылов)

Премьера оперы Мусоргского — Ипполитова-Иванова в Ростовском музыкальном театре (режиссер Павел Сорокин) заставила задуматься о судьбах русского музыкального театра: куда бы могло двинуться развитие этого вида искусства, пойти оно по пути, с которого свернул в своем время Модест Петрович?…
Перед публикой предстало до того точное воспроизведение знаменитого гоголевского текста, что увиденное впору назвать оперой-речитативом. Поскольку в Ростове эта опера никогда не ставилась, любопытно было увидеть, как справился с поставленной задачей и сам гениальный Мусоргский, и Ипполитов-Иванов: комедия-то — на четыре акта. Справились — да еще как: сцена встречи женихов сокращена до одной фразы, сцена гадания на женихов также претерпела сокращения, но — все на месте! И характеры, и повороты сюжета
Несомненная удача спектакля — два главных персонажа: Агафья Тихоновна (Мария Баннова) и Подколесин (Артур Ачылов). К сожалению, почти провальной оказалась первая сцена, где персонажи, право же, не знали, что им заняться, кроме вокала, и потому переигрывали безбожно.
Но зато когда пошло активное действие, вот тут разыгрались все. Как же хороши были женихи, спасибо Ипполитову-Иванову и Гоголю. Замечательно важен — просто цены себе не сложит! — Яичница (Петр Мусиенко). Прекрасным характерным актером оказался Александр Лейченков (Анучкин). Вспоминающий свое славное морское прошлое Жевакин (народный артист России Геннадий Верхогляд) вызывает постоянную жалость и сочувствие своими постоянными неудачами на брачном фронте.
Мария Баннова — какая-то классическая Агафья Тихоновна! Все в ней — «в десятку»: и внешность, и актерские данные, и выразительный вокал девушки, уж очень желающей замуж. Вовсе не проецируемые на задник изображения, якобы иллюстрирующие ее мечту, а именно сочетание всего вышеперечисленного и позволяет назвать этот образ чуть ли не самым главным достижением постановки. Рядом с ней — Артур Ачылов в роли Подколесина. Именно в роли, а не в партии, поскольку и здесь складывается образ хоть застенчивого, но такого обаятельного, пусть и нерешительного человека, что выбор Агафьи Тихоновны становится понятен.
Несколько менее выразителен Кочкарев (Виталий Реваякин). Как представляется, это происходит потому, что исполнитель как бы самоустраняется от проживания пауз между своими репликами-эпизодами, и каждый раз вступает в действие как бы вновь.
А теперь насчет изображений, проецируемых на задник и заставляющих зрителей смеяться. Право же, к таким ухищрениям прибегают режиссеры, которые не верят своим исполнителям. А в этом спектакле абсолютному большинству из них доверять можно.