Черный свет «Черного квадрата»
В залах остановившего свою работу Ростовского музея современного искусства на Дмитровской открылась выставка «Черный свет», посвященная 100-летию появления «Черного квадрата» Каземира Малевича и 10-летию МСИИД. Давно уже ни один из ростовских музеев не видел такого количества посетителей.
Данная выставка — это попытка создать общее экспозиционное пространство, в котором каждому зрителю предоставлена возможность найти ответ на вопрос: что актуально в нынешнем быстроменяющемся мире.
Куратор выставки Александр Лишневский так объяснил идею выставки: «Черный квадрат» — это коммуникативный портал от Ренессанса до современности. Потому в одном из залов музея можно увидеть композиции, связанные с образами Сикстинской капеллы, посвященных Страшному суду, то есть, свету черному, а в верхнем зале — работы нынешних художников.
По словам доцента кафедры социальной психологии ЮФУ Игоря Введенского, в «Черном квадрате», возникшем в результате подготовки эскизов к постановке «Победа над Солнцем», Малевич взглянул на Землю как бы извне: этот взгляд ему подсказала внутренняя «духовная вселенная». И сразу рухнули незыблемые, казалось, каноны. Пространство картины перестало быть подвластным земному тяготению: оно перестало быть геоцентричным, то есть, частным случаем Вселенной. Так возник самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в тоже время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.
Точкой отсчета всей экспозиции является инсталляция Игоря Введенского: он представил в качестве экспоната копию школьной тетради, куда он вместе с братом в 1961-м переписали книжку-манифест Каземира Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму», написанную к выставке «0.10». Кстати, в эти же дни во Львове открылась выставка, также посвященная 100-лети. «Черного квадрата» и названная «100+1».
Сам Игорь Витальевич определяет выставку «Черный свет» как соединение несоединимого. Ибо помимо инсталляций молодых художников — рефлексии на темы «Черного квадрата» в одном зале, в другом представлены живописные работы из фондов МСИИД. То есть, то самое, что отвергали супрематисты, но что продолжает существовать и в наши дни.
Во время открытия выставки в музейном зале на первом этаже проходил перфоманс, в ходе которого любому желающему было предложено принять участие в создании нового «Черного квадрата». Такое художественное хулиганство, считает куратор выставки Александр Лишневский, раз в столетие можно себе позволить. Созданный новый «квадрат» будет подарен фондам МСИИД, продемонстрировав полное соответствие словам Малевича: «Мир умрет, а мы останемся», которые стали девизом «Последней футуристической выставки картин «0.10», состоявшейся в Петрограде в декабре 1915 года. Именно там впервые публике и был представлен «Черный квадрат».
Выставка в Ростовском МСИИД (Шаумяна, 51) будет работать до конца марта. Посетить ее сможет любой желающий — вход для зрителей бесплатный.
По словам проректора академии архитектуры и искусства ЮФУ по научно-образовательной деятельности Андрея Водяного, Ростов воспринимается зачастую как город купеческий, который с известным консерватизмом отвергает все передовое. Такие мероприятия опровергает подобное мнение: современное искусство у нас представлено более чем достойно. Эта выставка может соперничать с московскими экспозициями, которые кичатся своей столичностью.