Нить Найры
Светящийся провод — это то, из чего ставшая предпринимателем Найра Давидсон начала делать вещи, полезные людям. И даже прекращение его производства за рубежом не заставило ее отказаться от своей идеи делать нашу жизнь комфортней. Сегодня есть надежда, что изготовлять светящийся провод она начнет в России.
К предпринимательству приходят по-разному. Если бы не состоялось то вопиющее нарушение закона — Найру уволили, когда она была беременна — то из филолога, возможно, никогда и не родился предприниматель. А так сидела женщина дома и думала, чем же ей далее зарабатывать на жизнь. Это было около девяти лет назад.
Поработав дизайнером, для чего пришлось получить новую специальность, из Интернета почти случайно узнала она о новом материале — светящимся проводе, который производили в Израиле. Связавшись с фирмой, стала Найра их представителем в Ростовской области. Продажи нового материала не только на юге России, но и в странах СНГ шли хорошо, но все время успешного дилера не оставляла мысль о том, если и продавать, то нечто свое, а не просто рулоны провода. На дворе был 2009 год.
Первым «пробным камнем» стала подсветка ступенек в темных залах. Сделанная из того самого светящегося провода, она была опробована в одной из сетей кинотеатров Ростова — работает все это до сих пор.
Потом появилась идея светящихся школьных ранцах: в том же Израиле специально для Найры сделали провод, который можно было вшивать в ткань. Свое предприятие, которое воплощало идеи Найры в жизнь, уже могло принимать заказы.
К примеру, для автодорожников Северо-Западного округа в Ростове стали производить светящиеся ремни вместо всем известных жилеток с отражателями. Мало того, что свет провода был активным в любое время суток, так еще провод сделали водонепроницаемым да еще с режимом мигания. С этого заказа в 2010 году началось на предприятии Найры массовое производство, и продажа собственного товара.
Потом пошли более мелкие разработки, но не менее важные. К примеру, перчатки с контурной подсветкой для глухонемых. Встретилась как-то Найра в сумерках с группой глухонемых, разговаривающих между собой с помощью языка жестов, и подумала: как же они будут разговаривать, когда совсем стемнеет? Так появилась идея светящихся перчаток, в которых каждый палец обшит тонким проводом. При этом интенсивность света такова, когда перчатка находится у лица, то видны и губы «говорящего».
Инвалиды были в восторге от таких перчаток и говорили, что, конечно ж, пользовались и покупали бы их, но, к сожалению, они — не самые богатые люди в обществе. Сейчас появились программы их поддержки, и есть надежда, что скоро мы увидим на улицах людей, изъясняющихся «светящимися пальцами».
Появилась и система аварийной подсветки. Речь идет о мобильном свете, который можно возить с собой и использовать, где это необходимо. Светящийся провод, намотанный на катушки, быстро разворачивается и обозначает, скажем, место приземления вертолета в темноте или место проведения ремонтных работ. Или может обозначить обратный путь пожарного из горящего здания — этакая своеобразная нить Ариадны. При этом свет провода подобран так, чтобы он не «режет» глаза в темноте и подзаряжается не только от сети, но и от автомобильного прикуривателя. Стоит ли удивляться тому, что МЧС Москвы приобрело катушки с проводом Найры для каждой пожарной машины?!
Но такой провод можно не только возить с собой, но и укладывать в зданиях, обозначая пути эвакуации, к примеру, в больших бизнес-центрах в случаях ЧП. Причем система при выключении света включается автоматически и позволяет максимально быстро эвакуировать людей. Длина волны у светящегося провода выбрана таким образом, что его свет виден сквозь дым и туман — в отличие от светодиодов. И «фишка» этого ноу-хау заключается в том, что самого провода в обычных условиях не видно, но при отключении электричества он светится, указывает дорогу.
Но вот производство этого замечательного продукта в Израиле закрывается: обнаружились разногласия между разработчиками и инвесторами. В 2013 году производство переносится в Китай. Качество поставляемого провода резко падает. А тут еще (до санкций!) выяснилось, что такие крупные заказчики, как, скажем, РЖД, покупают продукцию только отечественного производства. Найра стала искать инвестора для производства провода в России. В тот момент — не нашла. Работа ее предприятия была приостановлена. В образовавшемся перерыве Найра время даром не теряла — прошла обучение в МВА.
Но вот стали появляться в стране фонды, в центре внимания которых оказались инновации. В конце января 2015-го Найра вновь заявила о своем предприятии, сходу выиграв региональный конкурс и став резидентом Сколково в Ростовской области. И хотя в России пока трудновато с инвестициями в реальный сектор экономики (инвесторы предпочитают сейчас вкладывать в IT-проекты), Найра говорит «о свете в конце тоннеля». А Сколково обещает помочь преференциями в виде налоговых каникул, отсутствием таможенных пошлин на уникальное промышленное оборудование, помощью в поиске инвесторов — переговоры с заинтересовавшимися таки проектом людьми уже идут. А далее, Найра знает, все зависит от нее.
И хочется верить, что скоро мы услышим о появившихся святящихся рюкзаках для альпинистов и о светящихся колесах велосипедов и «байков», о заметных в темноте ошейников для собак — ну, словом, обо всем том, что еще придумает Найра Давидсон. А фантазии у нее на тот предмет, как сделать нашу жизнь комфортней, не занимать.