Посвящение Анне Ахматовой

Анна Ахматова

Пятого марта исполнилось полвека со дня смерти Анны Ахматовой, поэта, который в представлении не нуждается. Можно по-разному отмечать эту дату — если отмечать вообще. Мариинский театр в рамках своего абонемента предоставил возможность Академии молодых оперных певцов Мариинского театра создать спектакль по моноопере «Анна» ростовского композитора Леонида Клиничева. Премьера оперы состоялась в конце февраля. Ее исполнила солистка Академии Наталья Павлова, режиссером спектакля стал Александр Маскалин.

Композитор Леонид Клиничев в последние годы активно сотрудничает с Мариинским театром. В 2014 году в Концертном зале Мариинского театра состоялась мировая премьера его оперы «Бэла», приуроченной к 200-летию со дня рождения Лермонтова.

А несколько лет назад по заказу Ларисы Гергиевой композитором были написаны монооперы «Анна» и «Страсти по Марине», на основе литературного и биографического наследия двух великих поэтов (слово «поэтесса» категорически не принимали обе) XX века — Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Впервые «Анна» была исполнена в 2009 году на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания в рамках фестиваля моноспектаклей «Арт-соло». В январе 2016-го «Анна» была посталвена в Нижнем Новгороде. Нынешнее исполнение — петербургская премьера сочинения: героиня будто возвращается в «гранитный город славы и беды».

Как сообщает сайт Мариинского театра. моноопера «Анна» построена как череда эпизодов из жизни Анны Ахматовой, где в повествование от первого лица вплетены фрагменты стихотворений поэта. Солистке предстояло прожить на сцене детство Ахматовой, ее поездки в довоенную Европу, революцию, расстрел мужа, арест сына.

В музыкальном плане опера строится как развернутый речитатив со вставными жанровыми номерами, среди которых вальс («Мне от бабушки-татарки» были редкими подарки»), мазурка («Как вы улыбаетесь редко»), колыбельная («Под мостами полыньи дымятся»).

Знаменитые ахматовские строки «Ржавеет золото и истлевает сталь…» стали частью финального номера «Колокола»: композитор оглядывается на традицию русской «колокольной» музыки, на сочинения Рахманинова, Гаврилина, Щедрина.

«Анна» — ближайшая родственница советских монодрам. Этот жанр пережил рассвет в 1970-е годы, дав немало шедевров. Музыкальный язык произведения — тот самый, на котором говорила позднеромантическая опера в конце ХIХ века.